Театр у моста - 2016

2016


08.12.2016 Залечь на дно в Каме

Марина Тимашева (Москва) – театральный критик, театровед, журналист, кандидат искусствоведения, редактор журнала «Вопросы театра», обозреватель радио «Коммерсант ФМ», председатель комиссии по критике СТД РФ, педагог в ГИТИСе, глава экспертного совета фестивалей «Мелиховская весна» и «Голоса истории», эксперт премии СТД РФ «Гвоздь сезона» и Премии им. Царева.

Журнал «Вопросы театра»

Пермь оказалась криминальной столицей России. Да что там – России! Всего мира. С 1 по 7 октября совершено 500 убийств, десять самоубийств и около пятидесяти покушений. И все это – на сцене небольшого театра «У Моста», где проходил Второй Международный фестиваль Мартина МакДонаха. «Хотите привлечь внимание публики – вводите в пьесу насилие; хотите удержать ее внимание – подбавьте насилия. Правда, по такому рецепту стряпаются дрянные пьесы, но это еще не значит, что хорошие пьесы пишутся по иному рецепту», – пишет Эрик Бентли в книге, которую живущий в Лондоне ирландский драматург наверняка освоил.

Теперь уже монографии и статьи посвящают самому МакДонаху, их авторы увлеченно изучают «постмодернистский характер» пьес, их философию и сложную жанровую природу, но вовсе не пишут о том, что они очень сценичны. Одна из многочисленных легенд, слагаемых о драматурге, гласит: в театр он захаживал редко и знает о нем мало. Тогда придется допустить, что он много сидел дома и изучал книги о принципах построения предназначенных для сцены произведений. По крайней мере, он знает, что нужно большинству театров. В четырех его пьесах – по четыре роли, в остальных (более поздних) – по семь или восемь. Все – для актеров разного возраста. Сложных декораций не требуется, вполне достаточно передвижных «стен» и реквизита, который можно взять «из подбора» (стол, стул, кресло). Действие почти всегда происходит в одном месте (комнате, пабе, тюремной камере, кабинете следователя). Кажется, раза три персонажи покидают павильон и выходят на улицу, но и тут особых усилий от театров не требуется: достаточно закрыть занавес или задернуть ширму, поместив актеров на авансцену (только в «Черепе из Коннемары» нужно сценографически организовать кладбище)....читать далее