Театр у моста - 2016

2016


18.10.2016 Театр.Акт на фестивале МакДонаха

По тонкому лезвию смыслов – в творческом напряжении и на высоком эмоциональном подъеме прошел с 1 по 7 октября в Перми Второй Международный фестиваль Мартина МакДонаха, посвященный драматургии талантливого современного ирландского автора.

Из Казани на Фестивале были как участники – молодой камерный Театр.Акт, так и член жюри театровед, доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы Казанского (Приволжского) федерального университета, научный редактор российского издания книги «Театр и фильмы Мартина МакДонаха» Вера Шамина – «человек, знающий о МакДонахе всё», как представил её вдохновитель и автор идеи Фестиваля, художественный руководитель пермского театра «У Моста» Сергей Федотов.

За семь дней зрители и взыскательное жюри увидели 18 спектаклей, смогли оценить работы участников из 9 стран. Свои лучшие постановки представили театры из России – Пермский театр «У Моста», «Наш дом» из Озерска, Театр.Акт из Казани, новосибирский «Старый Дом», Тамбовтеатр, Учебный театр ВГИК, а также зарубежные гости Фестиваля - Barakah Teatr из Польши, Tron Theatre из Шотландии, Narodno Pozoriste Sombor из Сербии, Государственный ТЮЗ Азербайджана, Montenegrin National Theatre из Черногории, Východočeské divadlo Pardubice из Чехии, Nowadays Theatre из Ирана и Bardic Theatre из Северной Ирландии. Вне конкурсной программы прошел показ российской премьеры спектакля «Палачи» театра «У Моста».

Встреча с «альтернативным» театром «Акт» из Казани. Разговор о настоящей любви

Потрясающая пара – режиссёры, актёры и создатели казанского альтернативного театра Ангелина Мигранова и Родион Сабиров – рассказали о постановке пьесы МакДонаха «Королева красоты», которую они привезли на Фестиваль.

О любви к зрителю

«Зритель в Казани хороший, любимый, но искушённый», – говорит чета актёров, дополняя друг друга и соглашаясь друг с другом. В Перми публика немного другая – более тёплая, более воспринимающая и не отталкивающая идеи и режиссёрские задумки. Однако хороший вкус – это очень важно, именно поэтому казанские зрители наши «любимые».

О любви к изменениям

«Королеву» постоянно дорабатывают: отшлифовывают музыкальное звучание, что-то берут от актёрского воплощения постановок других театров. Отработать детали – это главное. Спектакль Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова получился довольно длинный, но состоящий из множества элементов, которые замечает внимательный зритель: выражение лица, взгляд, эмоции, выраженные иногда только глазами. В ходе действия становится понятно, что все эти мельчайшие детали ценят, видят и постоянно работают над ними.

О любви к работе

Репетировать по ночам? В два часа ночи? Не вопрос!  Главное – завершить дело. А ещё, в этой творческой профессии нужно быть «маньяком» в хорошем смысле. Актёр? Должен уметь починить свет, включить музыку. А ещё нужен постоянный голод – чтобы тебе чего-то не хватало, нужно быть пластичным, уметь меняться и стараться достигать больших вершин. «Акт» не сдаётся, даже когда у них нет помещения (сейчас уже есть) для работы, репетиций. Этого без любви к такой нелёгкой профессии не получится.

О любви персонажей и к персонажам

«В глубине души они все любят друг друга, что даже готовы убить. Это настоящая любовь – такая, что мы никогда не полюбим так, как они», - говорят режиссёры об отношениях героев в пьесе МакДонаха. На самом деле, актёры любят своих героев тоже невероятно сильно, относятся к ним с трепетом и большой ответственностью.

О любви к фестивалю

Ангелина Мигранова и Родион Сабиров очень счастливы были гостить на фестивале. Здесь они внимают каждому слову, произнесённому со сцены, иностранному, русскому. Мечтают создать что-то подобное сами, в Казани. Участие в фестивале для них очень трогательное событие, ценное и радостное. Актёры и режиссёры по совместительству мечтают выложить все силы, которые у них есть и показать свою любовь к искусству на сцене «У моста».

Волынка и немножко длинно

Трёхчасовой спектакль от театра «Акт» понравился зрителям, но не понравился экспертам

4 октября фестивальная публика разошлась по двум залам театра «У моста», чтобы посмотреть две вариации «Королевы красоты»: черногорскую и казанскую. Вторая шла часа на два дольше, но большинство зрителей досидели до конца, а хлопали стоя. Режиссёры постановки - Ангелина Мигранова и Родион Сабиров.

Открывается дверь. Заходит старуха в шапке и длинном толстом кардигане с широкими рукавами. Подходит к буфету. Включает радио. Готовит суп. Ставит тарелку с готовым супом на стол. Начинает есть. Перестаёт есть. Встаёт, направляется к кресле-качалке. Садится, включает телевизор. Смотрит в экран.

И так далее. Таким образом Марина Тимашева, участница жюри, объясняет, что краткость – сестра заинтересованного зрителя, и каждый момент на сцене должен быть замечен и использован актёрами.

Однако в постановке, позволим себе «меньше чем полностью» не согласиться с критиками, все же чувствовался МакДонах. Немного абстрактный, не привязанный жестко к ирландской аутентичности, но ярко показывающий отношения, проблемы, трагедию, боль «человека вообще».

«Есть какие-то моменты, которые по душе, по настроению очень макдонаховские. И есть моменты, которые меня убедили. Я видел российских королев, ну, штук 30. Я могу сказать, что этот спектакль – лучший. Почему? Все «Королевы красоты» российские начинались с того, как мама и дочка начинали собачиться. И это всегда было. Вы правильно слышите МакДонаха. У вас нет ненависти между мамой и дочкой», -  объясняет свою точку зрения Сергей Федотов.

Остальные участники жюри были согласны в одном: постановка затянулась. Спектакль – это нечто живое, динамичное, захватывающее внимание зрителя с каждым движением актёров. Зрителя нужно цеплять и продвигать действие. Вкладывать смысл в каждую паузу в каждую тишину, чтобы она была очень короткой, но показалась зрителям очень длинной, напряжённой, или наоборот, лёгкой, светлой и парящей.

История молодой женщины, ненавидящей свою жизнь с матерью и мечтающей о том, чтобы избавиться от этой жизни. Мать чувствует это – в их отношениях появляется тяжёлое ощущение пустоты и равнодушия. Всё действие происходит в гостиной их по-ирландски уютного, простого дома – сцены любви, ненависти. Убийства мы не увидим, но мы его почувствуем. А ещё почувствуем боль, такую сильную, что начинает сводить скулы как от кислого лимона.

Конечно, длинно. Под аплодисменты актёры выходили, устало пошатываясь. Но удивительно - в этот раз зрители заметили то, чего, кажется, не увидели эксперты. Половина зала хлопала стоя, поднимая ладони над головой.

Действие на сцене можно трактовать так, как в начале текста. А можно и так: в комнату медленно заходит старуха. Включает радио – мы слышим ритмичный современный ирландский фолк. Она что-то готовит, затем садится за стол, прямо смотря на зрителя. Медленно ест и задумывается. Задумывается в тот момент, когда ритмичная музыка плавно, еле заметно переходит в изматывающий душу звук ирландской волынки. Глаза старухи блестят, музыка усиливается. Она смотрит в зал, на зрителей. В этот момент у следящих за действием начинают наворачиваться слёзы, хотя объяснить, почему, будет потом невозможно.

Да, эта «Королева» другая – заставляющая мучиться вместе с героями пьесы, заставляющая до дрожи прочувствовать каждое мгновение любви-ненависти и осознать конечность жизни «до мурашек».

И это – «Театр.Акт» Ангелины и Родиона, молодых актеров и режиссеров, энтузиастов театра, которые создают свое театральное пространство день за днем – причем во многом это буквально создание: ребята создают свой театр на свои деньги и помощь немногих меценатов. Думается, у Театр.Акта большое будущее в Казани – городе, сочетающем ритмы современности с неспешностью традиций, умеющем понять каждого, умеющем услышать разные мелодии и прочтения, и главное – увидеть искру таланта, сохранить ее и развить.

журнал «Казань»