Театр у моста - 2016

2016


04.10.2016 Братья из Шотландии и террористы из Озёрска

Второй день фестиваля Мартина МакДонаха предоставил зрителям уникальную возможность увидеть два очень разных во всех смыслах спектакля – с одной стороны, «Сиротливый Запад» из Глазго. С другой — «Лейтенант с Инишмора» из города в Челябинской области.

Но спектакли были днём и вечером, а с утра прошло обсуждение членами жюри спектаклей прошедших накануне – польского «Безрукого из Спокэна» и «Палачей» театра «У Моста». Про спектакли говорили чуть больше двух часов, как обычно что-то хвалили, а какие-то моменты критиковали. Но точку в обсуждении поставил член жюри из Ирана – Салехпур Ардешир, он сказал, что Сергей Павлович Федотов интерпретирует МакДонаха так, когда-то интерпретировал Чехова Константин Сергеевич Станиславский...

Два раза – днем и вечером, на большой сцене театра «У Моста» показали спектакль «Сиротливый Запад» театра «Трон», который находится в городе Глазго. Эта труппа в первый раз приехала в Россию и привезла свою прошлогоднюю премьеру – спектакль, поставленный Энди Арнольдом, знаковой фигурой в шотландском театральном искусстве. Для пермяков это была отличная возможность увидеть пьесу МакДонаха на языке оригинала, в исполнении артистов, для которых этот национальный колорит произведений драматурга практически родной.

На сцене все полтора часа творится своеобразный детский сад, потому что враждующие братья Вэлин (Мартин МакКормик) и Коулмен (Крис Дональд), вынужденные уживаться друг с другом в одном доме, в этом спектакле ведут как капризные, взбалмошные дети, хотя они уже взрослые бородатые мужики.

Вэлин с братом держится принципа «Не играй в мои игрушки и не писай в мой горшок», а Коулмен все делает назло ему. Они готовы грызться и даже убивать из-за сущей ерунды. Шотландские артисты блестяще показывают этих двух очень разных инфантилов, вступающих в постоянные перепалки. Их порой разнимает умилительно жалкий и смешной священник Уэлш, блестяще сыгранный Майклом Диланом, а рядом периодически мелькает молоденькая, развязная девчушка Гёлин, в исполнении Кристи Пантон, для которой эта роль стала профессиональным дебютом после выпуска из Колледжа Клайда в Глазго.

Все четыре артиста, как бы штампованно это ни прозвучало, чувствовали себя в этом материале как рыбы в воде. Это буквально ощущалось в их живой и энергичной речи и яркой актёрской игре. Особенно поражает тот факт, что исполнители роли братьев ввелись в этот спектакль специально для гастролей, всего за полторы недели до приезда в Пермь! Благодаря невероятнейшей работе артистов и находкам режиссёра, «Сиротливый Запад» становится очень драйвовой и уморительной комедией. Порой непонятно от чего зритель так смеётся, когда вроде ничего особенного на сцене не происходит, но юмор рождается из точных пауз, взглядов, жестов.

Но в этом спектакле юмор, как и всегда у МакДонаха, сочетается с тяжёлыми и даже трагическими вопросами. «Сиротливый Запад» театра «Tron» – это ещё и история взросления. Братья, пройдя сквозь почти детскую игру во взаимное прощение и самую их жесткую драку, всё-таки становятся взрослее и серьёзнее, кажется, даже находят своеобразный мир. На зрителей этот спектакль произвёл сильнейшее впечатление, и после спектакля зал долго аплодировал стоя.

На контрасте с этим удивительно цельным «Сиротливым Западом» выглядел показанный вечером в малом зале театра «У Моста» спектакль «Лейтенант с Инишмора» театра драмы и комедии «Наш дом», из закрытого города Озёрска, что в Челябинской области.

Обычно в этой истории о том, как из-за чрезмерной привязанности одного безбашенного ирландского террориста к котику по имени Малыш Томас произошла настоящая кровавая баня, главного героя – Падрайка Озборна – показывают таким отважным, фанатичным боевиком. Но здесь молодой режиссёр (он же художник-постановщик, художник по свету, автор музыкального оформления и исполнитель одной из ролей) Никита Золин, представляет этого персонажа совсем в другом ключе – играющий его Андрей Сюськин совсем не похож на бойца. Его Падрайк – это хладнокровный, одетый с иголочки садист, которому просто очень нравится пытать и убивать людей.

Кроме того, режиссёр не побоялся местами обрезать текст пьесы, а кое-где добавить немного в него от себя. И эта отсебятина в виде различных коротких реплик удачно входит в ткань пьесы и даже немного дополняет её. В озёрском «Лейтенанте с Инишмора» герои много ругаются и бьют друг друга, а сцена пытки в начале и расчленения в конце сделаны с фантазией, артисты делают все эти рискованные вещи с явным удовольствием.

Но в актёрских работах кроется одна из бед этого спектакля –половину ролей играют молодые артисты, а другую половину актёры постарше, и заметно, что они работают немного на разных уровнях и в разных манерах. Особенно это забавно смотрится, когда появляется троица боевиков, желающих убить Падрайка, в которой всего один юноша (кстати, его играет сам режиссер), и двум другим бойцам он годится в сыновья.

К сожалению, этот спектакль промахивается мимо заложенной в пьесе в нём мощнейшей проблематики терроризма и насилия вообще, а также совсем не попадает в столь важный в произведениях МакДонаха национальный колорит. Грубо говоря, спектакль по пьесе «Лейтенант с Инишмора» должен быть либо очень веселым, либо очень жестоким, а и в идеале и тем, и другим. Но постановка театра «Наш дом» немного не дотягивает в обоих направлениях, что, впрочем, не помешало ей по-своему стать довольно интересным зрелищем.

 

Григорий Ноговицын

Звезда.ру