Театр у моста - 2016

2016


08.11.2016 Крепитесь, заграница нам поможет!

Если великий комбинатор грезил о Рио, где все непременно щеголяют в белых штанах, то героям булгаковской «Зойкиной квартиры» просто позарез надо «в Париж, по делу, срочно». Наркоманы-китайцы, бордель в швейной мастерской, подпольный синдикат в прачечной, зловеще кружащие тёмные силы (ГПУ) – всё смешалось в доме... Нет, не Облонских, а Зои Денисовны Пельц.

Как известно, не МакДонахом единым жив театр «У Моста». Ведь Сергей Федотов – еще и специалист по Булгакову. Правда, постановки по произведениям Михаила Афанасьевича он сначала тестирует за кордоном. «Мастер и Маргарита» была поставлена сначала в Польше, потом в Чехии и только потом пришла в Пермь. В 2004 году за постановку «Собачьего сердца» Федотов был признан лучшим режиссёром Чехии. Да и «Зойкина квартира» впервые была поставлена Федотовым 20 лет назад в Праге, а потом дома. Возвращение спектакля после нескольких лет перерыва сегодня очень даже в тему.

Нехорошая квартира

Итак, дело было в 20-е годы прошлого столетия. Построение коммунизма идёт полным ходом, и время НЭПа смиксовало в один котёл и тех, кто из грязи – да в коммерческие директора заводов, и «князей», в нашем случае графа, играющего на пианино клиентам борделя.

Предприимчивая Зоя Денисовна (очаровательная Галина Гринберг), дабы не пришлось уплотняться в жилплощади, откупается от председателя домкома Портупеи, утверждавшего, что «при советской власти спален не положено», и устраивает в своей квартире пошивочную мастерскую, да не простую, а с секретом. Нежданно-негаданно возвращается двоюродный брат Зои Аметистов (которого вроде в Баку расстреляли).

-------

– Пардон, пардон, так что же из этого? Если меня расстреляли в Баку, я, значит, и в Москву не могу приехать? Меня по ошибке расстреляли, совершенно невинно.

-------

Аметистов и берётся помочь устроить своей сестре это неприличное предприятие. Хотя почему неприличное? Ведь в стране секса нет, а вот пошивочная мастерская имеет полное право на жизнь.

Для актёров «Зойкина квартира» всегда была лакомым куском – с самой премьеры в октябре 1926 года в Театре им. Вахтангова. Вторая жена Булгакова вспоминала: «Конечно, на фоне положительных персонажей, которыми была перенасыщена советская сцена тех лет, играть отрицательных было очень увлекательно (у порока, как известно, больше сценических красок!)».

Не удивительно, что спектакль был снят по решению Главреперткома с формулировкой: «За искажение советской действительности» (как сказали бы сегодня, «за оскорбление чувств советского человека»). В газетах того времени тут же назвали постановку репертуарной ошибкой: «Наконец-то идеологический мусор будет выметен», «Театры освобождаются от пьес Булгакова».

Кстати, был и прототип героини: Зоя Петровна Шатова, содержательница притона, арестованная в Москве весной 1921 года. Примечательно, что при её аресте были также задержаны поэты Анатолий Мариенгоф и Сергей Есенин. Адрес Зойкиной квартиры указан в пьесе – Москва. Ул. Садовая, 105. Мой знакомый как-то искал этот дом, но такого, оказалось, никогда не существовало. Сам Булгаков в середине 1920-х годов жил на Садовой, 10. В этот адрес зашифрована и другая «нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты». Садовая, 302-бис – это зашифрованный номер 10-го здания по формуле 10= (3+2) х2.

Вы изойдете в слезах

И если на Зойкину квартиру проецируется «нехорошая квартира» из «Мастера и Маргариты», то заметны параллели и с героями Ильфа и Петрова. Эстет-морфинист, граф Абольянинов (Анатолий Жуков) – чем не гигант мысли, отец русской демократии Киса Воробьянинов?

«Ах, Ницца, Ницца, когда я тебя увижу?» – граф явно «крепится» и ждёт, «когда заграница нам поможет» или когда наберётся нужная сумма и отправятся они с Зоей до городу Парижу.

Аметистов (Валерий Митин) – чем не великий комбинатор? Сегодня он вам рассказывает, как пять лет в Париже при дворе ошивался, а на завтра у него припасена история о том, как он в глубоком детстве с гувернантками и нянюшкой в Ниццу ездил. При этом прибыл он в Москву в драных штанах, с шестью колодами карт и портретами вождей.

-------

–Эх, Борис Семенович! Когда-нибудь я расскажу вам некоторые тайны своего рождения, вы изойдетесь в слезах.

-------

У Валерия Митина отлично получается написанная Булгаковым безумная смесь старого дворянского языка с новым пролетарским.

Все персонажи колоритны, узнаваемы в любой эпохе, а фразы легко разбираются на цитаты. Портупея (Владимир Ильин), председатель домкома, Борис Семёнович Гусь, коммерческий директор треста тугоплавких металлов (гость из таллиннского театра Владимир Антипп), два сына небесной империи («двое из ларца», комично поданные Сергеем Мельниковым и Никитой Петровым), торгующие опиумом для народа, Манюшка (Анастасия Петрова). Однако все они на этом празднике социализма явно чужие. И хочется им кому до Парижу, кому до Шанхаю.

-------

– Эта власть создала такие условия жизни. При которых порядочному человеку существовать невозможно.

-------

Всё это очень смешно и грустно. Тут или обитатели «нехорошей квартиры» сожрут друг друга, или явятся товарищи в смокингах. Как известно, финал Булгакову пришлось переписать.

– К смокингу ни в каком случае нельзя надевать жёлтые ботинки, – советует в финале бывший граф гэпэушникам.

А впрочем, смотрите сами: увидите яркий спектакль, который был хорош сам по себе, и не надо придумывать вокруг него ещё какой-нибудь ореол смысла.

Добавлю, что спектакль стал совместной работой театра «У Моста» и Русского театра Эстонии, где Сергей Федотов ставил «Зойкину квартиру» весной. В Пермь играть роль Гуся приехал актёр из Таллинна – Владимир Антипп. Планируется, что кто-то из «умостовцев» «алаверды» примет участие в таллиннской постановке «Зойкиной квартиры».

Возвращение спектакля на сцену «У Моста» очень радует. И я всё ещё очень надеюсь, что Сергей Павлович вернётся к Шварцу.

 

Елизавета Шандера

Звезда.ру