Театр у моста - 2016

2016


10.10.2016 От Мартина МакДонаха никто не уйдет

Эту фразу, которая очень точно характеризует как творчество самого драматурга, так и прошедший в Перми второй фестиваль его имени, произнёс артист Билл Найгет во время творческой встречи с труппой Bardic Theatre из Северной Ирландии. Вечером 7 октября этот театр закрывал Второй международный фестиваль Мартина МакДонаха своим спектаклем «Калека с Инишмана».

Островитяне как живые

Участие земляков МакДонаха – настоящих ирландцев – придавало всему фестивалю связь с родиной драматурга и позволило взглянуть на его творчество глазами того народа, об особенностях и характере которого он так много писал.

Bardic Theatre, основанный 30 лет назад режиссёром Шоном Фалуном, считается одной из лучших провинциальных трупп в Ирландии. Этот театр существует совсем не так, как это заведено в России. Дело в том, что для всех артистов сам театр – это не основная работа, каждый зарабатывает на жизнь где-то ещё, хотя у них всех есть профильное театральное образование. Многие преподают актёрское мастерство, у Конора Бегли, который играет Калеку Билли, своя музыкальная группа, исполнительница роли Чумы Хелен – Клер Куинн – социальный работник. А играющий Джоннипатинмайка актёр Джеймс МакКиоун в прошлом был священником (а вы говорите – «Охлобыстин»...).

Но ради участия в фестивале Мартина МакДонаха ирландские артисты оставили все свои дела и приехали в Пермь, причём на всю неделю, от начала и до конца фестиваля. Они репетировали, смотрели другие спектакли фестиваля и знакомились с постановками МакДонаха в театре «У Моста». Артисты Bardic Theatre очень волновались, как наш зритель воспримет их «Калеку с Инишмана». «Умостовская» постановка «Калеки...» более мрачная и серьёзная, а ирландский спектакль светлый и весёлый, хотя юмора хватает и там, и там. Режиссер спектакля Шон Фалун обозначил эту разницу так: «У вас юмор в движениях, а у нас в словах».

Но ирландцы переживали совершенно напрасно, «Калеку с Инишмана» приняли очень тепло, и после спектакля зрители, набившие до отказа зал театра «У Моста», несколько минут аплодировали стоя, вызывая артистов на поклон. И такую бурную реакцию можно понять, ведь ирландский спектакль действительно оказался удивительно смешной и солнечной комедией, умудряющейся не терять сильной трагической ноты этой пьесы, которая на фоне веселья начинает звучать ещё пронзительнее.

Когда речь заходит о театре, говорить, что актёры были очень естественными, –это дурной тон, но тут трудно выразиться иначе: артисты Bardic Theatre были настолько точными, что складывалось ощущение, будто они даже не играли, а жили, не изображали героев, а сами ими были. Казалось, что Пермь приехали не артисты, а сами описанные МакДонахом жители острова Инишман. Среди них был и Калека Билли со скрюченной рукой (оказывается, калеками в Ирландии называют не только инвалидов, а вообще всех людей с какими-либо травмами), вздорная Чума Хеллен, простоватый Малыш Бобби (именно его играет тот самый Билл Найгет) и невероятный старый ворчун и сплетник Джоннипатинмайк, который безуспешно пытается споить свою Мамашу, но всё без толку, потому что сразу видно, что эта крепкая старушка дожила до девяноста лет и спокойно дотянет и до ста, каждый день злоупотребляя виски.

Победители – королевы, калеки, сироты

После спектакля состоялась очень короткая, совершенно не пафосная церемония закрытия фестиваля, с вручением дипломов и призов участникам. Президент фестиваля, худрук театра «У Моста» Сергей Федотов не уставал все семь дней называть фестивальное жюри, состоящее из самых разных экспертов и возглавляемое артистом Сергеем Дрейденом, лучшим в стране. И жюри по достоинству оценило ирландского «Калеку с Инишмана». В Ирландию отправились сразу два приза:«За лучший ансамбль» и «За лучшую женскую роль второго плана» – его получила Фрэнсиз Джордан за роль Мамаши Джоннипатинмайка.

Отдельного приза «За оригинальное визуальное решение сценического пространства» удостоился спектакль «Человек-Подушка» ирано-канадского Nowadays Theatre.

Артист «Восточно-Чешского театра»   Пардубице  Зденек Румпик, сыгравший Джоннипатинмайка в спектакле «Калека с Инишмана», взял диплом«За лучшую мужскую роль второго плана».

Приз «За лучшую женскую роль» получила Ана Вуйошевич, сыгравшая Морин в спектакле «Королева Красоты» Черногорского национального театра. На этом фестивале «Королева красоты» была одной из самых популярных пьес –спектакли по ней привезли ещё Бакинский ТЮЗ и «Театр. Акт» из Казани. Причём черногорская и казанская «Королевы...» шли параллельно в один вечер, 5 октября, в разных залах театра «У Моста». Режиссёр Ана Вукотич, 14 лет назад поставившая «Королеву красоты» в Черногорском национальном театре, подошла к этой пьесе нестандартно, ужав всё действие (спектакль идёт час) и перенеся его из Ирландии в Черногорию. Так герои сменили имена: Морин стала Мартой, Мэг – Марией, Пато – Петаром, а Рэй – Илией (не спрашивайте), а вместо Англии и Лондона стали упоминаться Сербия и Белград – это вполне ясная параллель на взаимоотношение между странами. Образ Морин/Марты в этом спектакле по-особенному обострён и показан довольно откровенно благодаря работе Аны Вуйошевич, за что она справедливо заслужила свой приз.

Ещё одна популярная пьеса Второго международного фестиваля Мартина МакДонаха –это «Сиротливый Запад», по нему было показано три спектакля, не считая «умостовского». В итоге самые престижные призы разделили две эти постановки. Лучшей мужской ролью признан Отец Уэлш, совершенно гениально (и это совсем не преувеличение) сыгранный Майклом Диланом, в спектакле «Сиротливый Запад» шотландского Tron Theatre.

А артисты Анатолий Григорьев и Тимофей Мамлин, которые играют братьев Коннор в «Сиротливом Западе» Новосибирского театра «Старый дом», разделили приз «За лучший актёрский дуэт».

Гран-при тоже получил «Сиротливый Запад» –причём и шотландский, и новосибирский одновременно. Жюри решило, что у этого фестиваля не один, а именно два главных спектакля. Но если на церемонии вручения не было никого из Шотландии и приз им отправят, то за новосибирский спектакль премию получал его режиссёр... Сергей Федотов! Спектакли театра «У Моста» не участвуют в конкурсной программе фестиваля, но его художественный руководитель ставил МакДонаха не только в Перми. Например, два года назад гран-при первого фестиваля получил спектакль «Красавица из Линэна», поставленный Сергеем Федотовым в Челябинском государственном драматическом Камерном театре.

То, что «У Моста» не участвовал в конкурсе, никак не помешало театру получить Специальный приз жюри«За открытие и последовательное воплощение драматургии МакДонаха на российской сцене и за превосходную организацию фестиваля». Также два спецприза получили артисты театра: Владимир Ильин, с формулировкой «За выдающееся воплощение образов драматургии Мартина МакДонаха», и Алевтина Боровская – за роль Шарли в спектакле «Палачи».

Кроме того, «У Моста» и сам фестиваль получили красивый подарок от постоянных участников – Азербайджанского ТЮЗа – ковёр, на котором выткана фестивальная символика и портреты Мартина МакДонаха и Сергея Федотова.

Ирландский артист сказал: «От Мартина МакДонаха никто не уйдет». По крайней мере, всю неделю с 1 по 7 октября в нашем городе нельзя было от него спрятаться. Его герои, идеи, сюжеты наполняли не только театры, но и всех собравшихся в Перми на фестивале имени ирландского драматурга. Мартин МакДонах своим ярким творчеством и театр «У Моста» –своей мистической энергетикой объединили множество людей из разных стран. Хотя на фестивале звучало настоящее «вавилонское смешение языков», казалось, что говорившие на русском, английском, польском, чешском, сербском, азербайджанском или фарси понимают друг друга и без переводчиков, ведь говорили-то все об одном. Поэтому, пожалуй, самое удивительное качество Второго международного фестиваля Мартина МакДонаха –это сложившая за семь дней невероятно тёплая и уютная дружественная атмосфера, в которую могли окунуться участники и зрители. Так что от МакДонаха никуда не надо уходить, а надо ждать следующего фестиваля.

Григорий Ноговицын

Звезда.ру