Театр у моста - 2016

2016


22.10.2016 Такой разный МакДонах. Ирландия в центре России

«Чудо современной сцены!», «Тарантино от театра», «Главный драматург ХХI века» – все про МакДонаха. Он первый драматург со времён Шекспира, четыре пьесы которого одновременно шли на подмостках Лондонского Королевского Национального Театра.

Мартин также сценарист и режиссёр фильмов: «Шестизарядник» (получил «Оскар» за лучший короткометражный фильм), а «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов»– уже стали культовыми. Сейчас МакДонах снимает киноленту «Три билборда близ Эббинга, штат Миссури», потому и не приехал на фестиваль, но его очень ждали до самого закрытия. Или, может быть, он был инкогнито? Кто знает…

Талисман фестиваля (как же без котиков)

Талисманом фестиваля стал артист кот Семён или как его теперь называют Самюэль Беккет, в честь драматурга, который по отзывам критиков оказал большое влияние на творчество Мартина. Кот стал звездой после того как потерялся на два дня, но нашёлся на гастролях в Москве. Семену посвящено около 1000 публикаций как в России, так и за рубежом. Став известным, Семен стал требовать новых ролей – раньше он был занят в «Лейтенанте с Инишмора», а теперь «играет» и в спектакле «Череп из Коннемары» в сцене на кладбище.

Театр «У Моста» не участвовал в конкурсе, но показал свои постановки пьес Мартина МакДонаха: это «Сиротливый Запад», «Череп из Коннемары», «Калека с Инишмана», «Лейтенант с острова Инишмор» и спектакль по свежей пьесе Мартина «Палачи», которая идет только в Лондоне в «Роял Корт театре» и в Перми.  

Фестиваль открыл спектакль «Безрукий из Спокэна» польского театра Barakah Teatr. Это психологическая трагикомическая криминальная пьеса. В центре событий: дешёвый гостиничный номер, блондинка, Джеймс Дин, нуар и отсылки к культовым режиссерам. Режиссер Анна Новицка заменила две мужские роли в спектакле женскими: по ее словам, при этом появляется некая особая глубина, двойственность с усилением черного юмора и чувственности. 
Балканский театр и МакДонах. Королева красоты из Подгорицы

Национальный черногорский театр Montenegrin National Theatre привез спектакль «Королева Красоты» специально адаптированный и интерпретированный под черногорскую реальность. Кстати, МакДонах именно этой пьесой, которую написал всего в 25 лет за 8 дней, и прославился. Её поставили в 1997 году на Бродвее и «Королева красоты» принесла автору престижнейшие театральные премии «Evening Standard» и «Tony Award».

Анна Вукотич, режиссер спектакля: «Черногория такая же маленькая страна, как и Ирландия: те же проблемы, те же темы – поэтому было не трудно интерпретировать и адаптировать пьесу М. МакДонаха «Королева красоты» для черногорской публики. Отношения между Черногорией и Сербией похожи на те, что между Англией и Ирландией».

Место действия в постановке вместо Линнена – Подгорица (столица Черногории), а вместо Лондона – Белград (столица Сербии). Вместо английского и ирландского языков – сербский и черногорский, о чём спорят Марта и Мария (мать) на каком языке говорить в их стране. Также адаптировали и имена на балканский манер, здесь герои пьесы: Марта (Морин), Мария (Мэг), Петер (Пато) и Илия (Рэй).

Получился очень динамичный спектакль, при этом откровенный, физически красивый и страшный одновременно. На сцене целый мир, который воплощает изолированный городок провинциальной Черногории (Ирландии) Линнен-Подгорица.

И всего 4 человека: несчастные и одинокие дочь и мать, и два брата – всего лишь обычные земные люди, такие же, как мы с вами, у которых есть самые обычные человеческие желания, готовые отдать ради их воплощения всё на свете. Марта безумно мечтает просыпаться по утрам в объятиях любимого мужчины, Мария не хочет жить и умереть никому не нужной в доме престарелых. Илия всё детство мечтал, чтоб самый дорогой ему подарок – теннисный шарик, случайно заброшенный в чужой дом во время игры, просто вернули обратно… Петер же хотел создать счастливую семью…

Особенно в «Королеве красоты» смертельно воюют за свое счастье старая беспомощная мать и одинокая и несчастная дочь, которые и любят, и ненавидят друг друга. В ход идут любые средства, от скандалов, обмана до демонстрации бумаг из психлечебницы и обливания кипящим маслом... А Марта после похорон матери, мечтающая уехать к любимому в Америку, узнает, что он не дождался её ответа, раскладывает вещи по местам, садится в кресло матери, в котором она умерла… Включает радио, и превращается в неё саму – несчастную, ворчливую, брюзгливую старую женщину. Актриса Ана Вуйошевич, исполняющая главную роль Марты получила приз за Лучшую женскую роль первого плана.

«Королеву красоты» также привезли на фестиваль Театр. Акт из Казани, и Государственный ТЮЗ Азербайджана. 

Жестокость как искусство

На II Международный фестиваль МакДоноха привезли два спектакля «Человек-подушка». Это иранский театр Novaday и спектакль «Jastučko» Сербского Национального Театра (Narodno Pozorište Sombor) в постановке Нинослава Джёрджевича. Нинослав – профессиональный актер, он сыграл также главного героя – писателя Катуряна Катуряна. Этот спектакль для Нинослава ещё и дипломная работа на магистерскую степень в области режиссуры. 

Пьеса задает много вопросов. Что важнее: жизнь человека-художника, или то, что он создал? В данном случае это около 400 рассказов, по-сербски рассказ – «прича». Так и хочется вставить в слово букву «т», чтобы получилось слово – притча. Для кого-то это рассказы, наполненные невероятной жестокости и насилием над детьми, а для него для писателя (Катуряна) – это притчи о том, как одна маленькая жизнь может спасти целый мир.

Но имеет ли право человек, пусть и творец писать такие рассказы, а потом читать их своему душевнобольному брату Михалу, который, без ведома брата, из интереса воплощает выдуманные кровавые убийства в жизнь? И сам ли он – писатель, здоров душой, если его родители, желая сделать из него гения, в течение 7 лет пытали в соседней комнате его старшего брата? А когда он узнал об этом, то гениальный уже юноша убил их… Боль, ужас, страх, словно испытание…

Свет софитов испуганно и нервно дрожит, как и картинка старого телевизора, из которого неожиданно раздается голос певицы, которая перепевает на сербском весёлую песенку Уитни Хьюстон. Девушка-прачка в белом халате снимает с верёвки простыни с плохо отстиранными пятнами крови, постепенно открывая нам абсолютно голого человека с мешком на голове. Это писатель Катурян Катурян. Ему холодно и страшно, пот струйками бежит по его животу, он дрожит от ужаса и непонимания почему он здесь. И мы тоже этого не понимаем. Это вроде бы комната полицейских-дознавателей, а вроде, как и лечебница. Из-за дверей издаются душераздирающие крики, что хочется зажмуриться и заткнуть уши, и не видеть_ и не слышать ничего совсем. Прачка привычно вытирает сухими простынями лужу крови, а выстиранные мокрые с такими же пятнами крови вывешивает на веревку.

Позже эти омерзительные полотна – свидетели казни и убийств буквально превращаются в экран страха и боли, который демонстрирует зрителю ожившие ужасные картины рассказа Катуряна «Писатель и брат писателя».

«Я работаю на скотобойне, но я ничего больше не делаю. Я прихожу домой и начинаю писать рассказы». «Единственный долг писателя – рассказывать истории», – говорит писатель.

Гениальность или то, что не может быть выражено. Пьеса о том, что остается от нас после нашей смерти, и останется ли, сожгут или не сожгут. Или всё это цирк: тебя убьют, и после смерти ты останешься безумным жутким клоуном в растянутой вязаной кофте, с нарисованным клоунским носом твоей же кровью? И кто его тебе нарисует?

Может быть маленькая немая девочка, вымазанная Михалом краской, которой понравилось играть с зелёными поросятами? Прошёл ли ты испытание? Увидел ли красоту? Подобрал ли ключик? Можешь ли ты быть настоящим художником, жертвуя себя искусству?

Дважды ГРАН-ПРИ осиротевшему Западу

Интерпретацию пьесы «Сиротливый Запад» показали Tron Theatre из Шотландии режиссёр Энди Эрнольд и «Старый дом» (Новосибирск) режиссер Сергей Федотов. Что интересно, оба спектакля получили ГРАН-ПРИ фестиваля! Также актер Майкл Дилан получил награду за лучшую мужскую роль за роль, сыграв Отца Уэлша. Кстати, на репетициях в Шотландии театра Трон присутствовал сам МакДонах и вносил свои авторские поправки.

Анатолий Григорьев и Тимофей Мамлин (театр «Старый дом», Новосибирск) победили в номинации Лучший актерский дуэт за роли Коулмена и Вэлена. 

Учебный театр ВГИК студия Александра Михайлова стал первым студенческим театром, который представил свою постановку «Сиротливого Запада». Cложность и глубина проблем, которые поднимаются в пьесе, наверное, может показаться не должна была даться такому «юному театру», но зритель хохотал, зритель замирал, зритель ещё больше задумывался, когда вместо привычных «уставших от жизни» братьев, которым уже за 40 и пастору, уже тоже совсем не молодого играют совсем юные актеры. Что, если бы в реальности Коулмену, Вэлену и Отцу Вэлшу было около 20? Вроде бы кажется, что ничего у них ещё не потеряно, они смогут вновь стать братьями, но когда они уже успели так озлобиться и возненавидеть мир и друг друга, свою родную кровь и устать от жизни? От этого страшно. А у Отца Вэлша, который не смог пережить очередной «кризис веры» так или иначе нет шансов, хоть ему 20 или 40. Только Гёлин как же хорошо, что она всё также юна в любой из интерпретаций и у неё всё впереди…

Калека с душой настоящего человека

Пермский театр «У Моста» в 2010 году стал Лауреатом Национальной премии «Золотая маска» за постановку «Калеки с Инишмана», которую показали в off-программе фестиваля. Кстати, «Cripple of Inishmaan» с успехом идёт на Бродвее, где роль калеки Билли играет Дэниэл Рэдклифф. 

На фестиваль привезли три спектакля по пьесе «Калека с Инишмана». Тамбовтеатр показал на сцене пермского ТЮЗа весьма оригинальную любопытную и даже безумную постановку «Калеки» с элементами мюзикла, водевиля и легкой комедии.

Калека Билли, которого, так или иначе, любили

Художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов впервые увидел постановки М. МакДонаха в Чехии, после чего и вдохновился этим автором. Почти в каждом театре Чехии уже лет 10 идут спектакли по пьесам М. МакДонаха. Хотя, к примеру, «Королева красоты» еще ни разу не ставилась, а вот «Калека с Инишмана» играется очень часто.

Ладислав Шпинер режиссер чешского театра Východočeské Divadlo Pardubice«Мне близок этот юмор, с которым М. МакДонах обращается с универсальными проблемами и темами. Чехи и ирландцы из маленьких городов очень похожи по своему душевному строю. Это очень целостное представление о жизни». В своей постановке режиссер хотел воссоздать именно конкретный остров Инишман, информацию собирали из документальных фильмов и рассказов, опыта соотечественников: очень много чехов ездят работать в Ирландию. Получился и по-МакДонохавски страшный, но очень светлый, смешной и дающий надежду спектакль, после просмотра, которого удивительно хочется жить.

Когда Билли вернулся из Голливуда (чудом туда попав со своего крошечного островка)  туда, где ему всё опостылело, но где живёт та рыжеволосая Хелен-чума, которую он пригласил погулять, «как влюбленные», громко рассмеялась ему в лицо… А потом он узнал отвратительно-пугающую тайну всей жизни, что его родители хотели утопить его – больного калеку Билли, засунув его мешок, но Джони Патимайк спас его…а сами они погибли. Кстати, великолепный Зденек Румпик получил приз за Лучшую мужскую роль второго плана. 

И ещё Билли болен туберкулезом и жить ему осталось совсем недолго. И какая теперь разница, и можно доковылять до моря, чтобы не жить…Билли снимает со стены в лавке своих теток точь-в-точь такой же мешок, который чуть не стал когда-то для Билли гробом, и исступлённо с тихой яростью и неуклюжестью калеки набивает мешок опостылевшим зелёным горошком, единственной едой, кроме картошки, которая есть на этом острове в 100 человек…Но тут внезапно вырывается Хелен… Пусть она и щипается, кидается яйцами, дубасит кого ни попадя – она защищается, потому что с самого детства к не приставали священники, ей приходится бороться…Но она на самом деле добрая и мягкая, она купила своему туповатому братцу Бартли телескоп – мечту всей его жизни. И она соглашается прогуляться с Билли пусть и в темноте, и …целует его. Целует Билли, того, кого бы и не поцеловала бы, и дочка Джима Финнигана. И лицо Билли озаряется светом.

Как ирландцев играют ирландцы

Больше всего ждали на фестивале Театр Bardic из Северной Ирландии, режиссёр Шон Фалун. Ведущий провинциальный театр, актеры, которого помимо театра имеют еще основную работу! Своего самого настоящего «Калеку с острова Инишман» они показали на самом закрытии, был невероятный аншлаг – заняты даже все ступеньки: многие хотели посмотреть, как ирландцев играют ирландцы! И зрители, которые не запаслись билетами заранее, смотрели в соседнем зале трансляцию спектаклям, и даже этот зал тоже был переполнен. Они показали настоящую МакДоноховскую Ирландию на там самом «англо-ирландском» языке, на котором написана пьеса. Уникально и незабываемо.

Спектакль в итоге стал победителем в номинации Лучший актерский ансамбль, а Фрэнсис Джордан за роль мамаши Джонни Патимайка стала Лучшей актрисой второго плана.

«Этот фестиваль - россыпь ярких невероятных работ. Спектакли складываются в эпос  в совершенно цельное повествование о некоем фантасмагорическом полуреальном мире», – говорит член жюри Марина Тимашева (театральный критик, театровед, журналист, кандидат искусствоведения, редактор журнала «Вопросы театра»).

Помимо спектаклей в рамках фестиваля прошли мастер-классы, круглые столы, обсуждения, тренинги, творческие встречи и лаборатории. Одну из них, особенно уникальную провёл потрясающий по-настоящему великий артист Сергей Дрейден (председатель жюри фестиваля). Он показал свою новую работу над произведением ирландца Самюэля Беккета.

Если вы услышите, что в ваш город приедет театр «У Моста» – бегите за билетами. Кстати, в начале декабря театр «У Моста» приедет на гастроли в Санкт-Петербург! И покажут свои любимые спектакли: «На дне», «Женитьбу», и три по МакДонаху: «Лейтенант с острова Иннишмор», «Калеку с острова Инишман» и «Палачи»!

А если узнаете, что в одном из театров вашего города будут ставить Мартина МакДонаха, бронируйте места на премьеру. Там в зале вы будете смеяться, плакать, переживать, возмущаться, закрывать глаза в ужасе, не сможете простить автору сюжетный поворот, будите верить до конца, а самое главное, надеяться на хороший исход. 

А он все равно будет, несмотря на самый ужасный результат, потому что мы же все знаем, что всё равно всё будет хорошо. Но знайте, МакДонах не предсказуем, вы никогда не догадаетесь, чем закончится его пьеса и, тем более любая из постановок в любом театре мира. И вы узнаете в спектакле себя. Да, в калеке, в одноруком или священнике, потому что МакДонах  это про нас.

 

Елена Долгих

Ревизор.ру