Театр у моста - 2016

2016


21.10.2016 Сердцем и нервами. Пермь второй раз приняла фестиваль имени Мартина МакДонаха

Второй фестиваль Мартина МакДонаха в Перми завершил свою работу спектаклем северо-ирландского театра «Бардик» – праздник, созданный Сергеем Федотовым в честь знаменитого драматурга, завершился настоящей этнической «кодой»…

ЛЮБВИ ВСЕ НАЦИИ ПОКОРНЫ

Впрочем, в Перми ждали все спектакли: вообразите, как европейскую христианскую притчу разыгрывают на фарси. Иранский театр вынес на сцену «Человека-подушку», одну из самых странных пьес МакДонаха, практически полностью состоящую из монологов, сказок, рассказов, зачитываемых героями. Режиссер Аида Кихаии вплела в мизансцены проекцию и комиксы, в результате чего получила специальный приз фестиваля «За оригинальное визуальное решение сценического пространства». Она нашла мультикультурное решение сложнейшей МакДонаховской пьесы, ничего не убрав и не поменяв в тексте автора.

Черногорский театр «Montenegrin National Theatre» приблизил МакДонаха к себе: переименовав персонажей и включив в контекст близкие им языковые и политические реалии. Актриса Ана Вуйошевич (Ana Vujosevic), исполнившая главную женскую роль в этой постановке, получила, кстати, приз за лучшую женскую роль. Ее «Королева красоты» – энергичная, властная, жаждущая любви женщина, которая ради воплощения своих планов идет на преступление. Как это часто бывает у МакДонаха – беспощадное и бессмысленное.

Совсем не такой предстала актриса Театра «Акт» из Казани Ангелина Мигранова: ее Морин в «Красавице из Линена» скорее недоразвитый, романтичный подросток. И совершает она убийство скорее по недомыслию... Это всегда интересно для зрителей – сравнивать трактовки разных режиссеров, разные прочтения одних и тех же ролей, разную сценографию.

Особое удовольствие такое сравнение – и для жюри. В роли экспертов выступали виднейшие столичные и мировые театральные критики, которые разбираются не только в тонкостях драматургии и режиссуры, но прежде всего согласны с автором фестиваля, Сергеем Федотовым: Мартин МакДонах – живой классик, достойный собственного фестиваля не меньше Чехова или Шекспира. В этом году в жюри вошли Сергей Дрейден (Санкт-Петербург), актер театра и кино, дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска»; Олег Пивоваров (Москва), заслуженный деятель искусств РФ и Республики Польша, главный редактор журнала «Театральная жизнь»; Павел Подкладов (Москва), театральный критик, журналист; Вера Шамина (Казань), театровед, доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы Приволжского федерального университета, научный редактор российского издания книги «Театр и фильмы Мартина МакДонаха»; Марина Тимашева (Москва), театральный критик, редактор журнала «Вопросы театра»; Ролан Боннин (Франция), режиссер, художественный руководитель и директор театральной компании Aux Rages de l’ame;Ардешир Салехпур (Иран), писатель и драматург; Михаил Скоморохов (Пермь), художественный руководитель Пермского театра юного зрителя, народный артист РФ; Валерий Бегунов (Москва), театральный критик, член общественных редколлегий журнала «Современная драматургия» и книжной серии сборников новых пьес для детей и юношества «Я вхожу в мир искусств»; Александр Вислов (Москва), театральный критик, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, редактор журнала «Вопросы театра», руководитель курса театроведческого факультета ГИТИСа; Олег Родовильский (Израиль), актер, режиссер, художественный руководитель театра «ZERO», директор фестиваля «Русский Занавес» (Израиль).

ЧЕРНЫЙ ЮМОР, Я НЕ ТВОЙ

На встречах с театральными труппами разных стран, которые проходили во время фестиваля, выяснилось, что пермские театралы больше знают о Мартине МакДонахе, чем его земляки – ирландца. Пермяки смотрели все пьесы драматурга – благодаря Сергею Федотову и театру «У Моста», видели все его фильмы. В Перми знают даже творчество его брата Мартина – Джона Майкла МакДонаха, кинорежиссера, и неплохо знакомы с реалиями сегодняшней Англии и Ирландии, где происходит действие.

Этнический ирландец МакДонах, родившийся в Лондоне, по рассказам его земляков, просто захотел узнать, чем ирландцы отличаются от других. Для чего начал ездить в самые глухие уголки Ирландии, постигать быт и психологию своих соотечественников. И это помогло ему проникнуть в сокровенные мысли и особенности жизни «простого люда». Во многом срисовывая свои типажи: калек, полицейских, одиноких и бесплодных женщин, подростков и убийц – с реальных людей, смешивая страшное и смешное, банальное и высокое, МакДонах создал свой собственный мир, свой театр. В котором не боится затрагивать такие темы, в которых трудно признаться и о которых не говорят публично: детские травмы, веру и безверие, старческие немощи и личную подлость. «Черный юмор» не только отличает пьесы Мартина МакДонаха, но и облегчает восприятие «больных вопросов», поставленных им. «Смех сквозь страх» – так назвали критики эту особенность творчества ирландца.

ИТОГ ФЕСТИВАЛЬНЫХ СВЕРШЕНИЙ

За 7 дней зрители увидели 18 спектаклей, смогли оценить работы участников из 9 стран мира. Свои лучшие постановки представили театры из России – Пермский «У Моста», «Наш дом» из Озерска, Театр. Акт из Казани, новосибирский «Старый Дом», Тамбовтеатр, Учебный театр ВГИК, а также зарубежные гости фестиваля – Barakah Teatr из Польши, Tron Theatre из Шотландии, Narodno Pozoriste Sombor из Сербии, Государственный ТЮЗ Азербайджана, Montenegrin National Theatre из Черногории, Vychodoceske divadlo Pardubice из Чехии, Nowadays Theatre из Ирана и Bardic Theatre из Северной Ирландии.

Несмотря на то, что пермяки вынесли свои спектакли за рамки фестиваля, – они стали его триумфаторами наравне с гостями. Гран-при фестиваля получили сразу два спектакля – за одну и ту же пьесу «Сиротливый Запад», Tron Theatre из Шотландии и театр «Старый дом» из Новосибирска. Второй спектакль – постановка самого Сергея Федотова. Специальный приз жюри вручило театру «У Моста» «За открытие и последовательное воплощение драматургии МакДонаха на российской сцене и за превосходную организацию фестиваля». Актер театра «У Моста» Владимир Ильин отмечен за выдающееся воплощение образов драматургии Мартина МакДонаха, Алевтина Боровская получила специальный приз за роль Шарли в пьесе «Палачи» Мартина МакДонаха.

Призами фестиваля «За лучший ансамбль» наградили «Калеку с Инишмана», Bardic Theatre (Северная Ирландия), лучшей мужской ролью признан Майкл Дилан (Michael Dylan) в роли Отца Уэлша в спектакле «Сиротливый Запад», театра Tron Theatre (Шотландия). Приз за лучшую мужскую роль второго плана досталась Зденеку Румпику (Zdenek Rumpik) за роль Джонни Патинмайка в спектакле «Калека с Инишмана», Vychodoceske Divadlo Pardubice (Чехия). Лучший актерский дуэт фестиваля – это Анатолий Григорьев и Тимофей Мамлин, спектакль «Сиротливый Запад», театр «Старый дом» (Новосибирск). За лучшую женскую роль второго плана приз получила Фрэнсиз Джордан (Frances Jordan), сыгравшая Мамашу в спектакле «Калека с Инишмана», Bardic Theatre.

Фестивальная неделя театралам запомнилась особой насыщенностью событиями: спектакли шли на пяти сценах, встречи с артистами, экспертами и режиссерами не прекращались ни днем, ни ночью, во всем царили ирландский колорит и настоящее веселье. Артистический «интернационал» выплескивался на улицы города – в параде «рыжих» и поездках на экскурсии, в прогулках по осенней Перми и, конечно, посещении пермских пабов. Перефразируя слова самого МакДонаха: «Значит, Пермь уж не такая дыра, если сюда приезжают люди со всего мира»…

Николай Ключников

Dеловой INтерес