Театр у моста - 2016

2016


14.10.2016 Пермская обитель

Сегодня, когда в современном театре открыты все информационные источники и можно «стоять на голове», ставить все что угодно, очень легко потерять почву под ногами. В погоне либо за прибылью и кассой, либо за псевдоинтеллектуальными течениями и модой так легко потерять себя, стать выхолощенным нулем. В этом хаосе возрастает значение личности мастера, ведущего сквозь бури и ветры свой театральный корабль к нужной цели. Он сам должен быть чем-то по-настоящему увлечен. Он сам должен быть страстен и заразителен, чтобы передать эту страстность другим. Примером редкой творческой самоотдачи и плодотворного интеллектуального служения для многих растерявшихся белорусских постановщиков может стать российский режиссер, художественный руководитель пермского театра «У Моста» Сергей Федотов. 

В Перми недавно завершился уже Второй международный фестиваль Мартина Макдонаха – уникальное событие для современного театрального мира. Идея его проведения как раз и принадлежит художественному руководителю пермского театра «У Моста», лауреату «Золотой маски» режиссеру Сергею Федотову. В 2004 году Федотов первым из российских режиссеров поставил пьесу МакДонаха «Сиротливый Запад», по сути, открыв его и для России, и для всего постсоветского пространства.

С этого началось настоящее помешательство режиссеров на пьесах строптивого ирландца, которого Константин Райкин, например, называет величайшим автором, современным Чеховым. В нынешнем фестивале приняли участие 14 театров из 9 стран, зрители и профессиональное жюри увидели 18 спектаклей.

Сам МакДонах, написав восемь пьес, переключился пока на кино. За короткометражку «Шестизарядник» в 2005 году он получил премию «Оскар», и это не могло не вдохновить его на дальнейшую киноработу. Снял картины «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов», а сейчас, по слухам, делает следующий фильм. Потому в Пермь снова не приехал, хотя его тут ждали.

Для Федотова и его театра «У Моста» знакомство с МакДонахом, можно сказать, имело фатальные последствия: режиссер поставил все восемь пьес драматурга. Мировая премьера последней – «Палачи» (об отмене смертной казни в Англии) – состоялась в июне этого года. Пока идут только два спектакля по ней – в Лондоне и Перми.

Конечно, со стороны такая увлеченность одним автором может вызвать скепсис. Как это часто бывает в театральном мире: тот или иной постановщик находит какую-нибудь фишку – тему, автора, чтобы только выделиться на общем фоне. Стать запоминающимся. И продолжает долбить в одну и ту же точку до посинения, хотя ситуация вокруг давно изменилась. О Федотове этого не скажешь. Большинство его спектаклей было показано на фестивале вне конкурса. Поставлены они на невероятном градусе достоверности, с полным погружением в материал и ирландский быт. От этого захватывает дух, и федотовскими спектаклями, как большим искусством, как-то по-настоящему заболеваешь, если пропускаешь их через себя. А не пропустить не можешь, потому что это театр живой, искренний, эмоциональный. О степени бурливших на показе страстей может свидетельствовать тот факт, что молодой актер Никита Петров на теплых поклонах спектакля «Сиротливый Запад» вдруг расплакался. И это был трогательный живой момент...

У Сергея Павловича, разумеется, есть свой метод, помогающий добиваться от актеров такой искренности. Один из его секретов удалось подслушать: режиссер запрещает выходить на сцену не в костюмах. Чудачество? Но, может, именно из таких мелочей и слагается удивительная атмосфера его спектаклей?

– Долгие годы я ставил только классику, – вспоминает режиссер. – И уже в какой-то момент подумал, что с современными авторами мне не везет. Долго не мог найти своего автора. Все казалось каким-то мелким, ненастоящим. И вдруг в Чехии, где я тогда работал, увидел спектакль по пьесе МакДонаха «Сиротливый Запад». Он меня поразил. Я понял: это мое! МакДонах предложил совершенно новых героев, новую модель взаимоотношений при абсолютном погружении в правду и быт. Стало понятно, что с приходом МакДонаха начинается какой-то свой новый театр двадцать первого века. Мы ждали этого автора – и вот он пришел.

– Вы говорили о том, что на фестиваль было прислано около 150 заявок и все театры проходили жесткий отбор. Были ли заявки из Беларуси? – поинтересовался я у Сергея Павловича.

– Боюсь соврать, но, по-моему, не было. На первый фестиваль хотел приехать ваш Купаловский театр с постановкой «Сиротливый Запад», но что-то не сложилось. Наш театр сам бывал на фестивалях в Беларуси – на «Белой веже» и на фестивале «Март-контакт», так что мы открыты для сотрудничества с вашими театрами и коллективами.

Сама программа фестиваля была довольно экзотична. Кроме крепких спектаклей из России, в Перми увидели постановки по МакДонаху из Черногории, Ирана, Шотландии, Ирландии, Сербии, Азербайджана, Польши и Чехии. Удивительно было видеть, как в общем-то один и тот же текст преломляется в видении того или иного режиссера, менталитета.

– Поразительно, что режиссер Сергей Федотов в спектакле «Калека с Инишмана» сосредотачивается на темной стороне этой истории, – заметил художественный руководитель театра Bardic Theatre из Северной Ирландии Шон Фалун. – Мы же находим в ней очень много юмора, для нас это не трагическая история.

– У МакДонаха ведь есть еще и старший брат, который снял заметные фильмы «Голгофа» и «Однажды в Ирландии». Как вы относитесь к его творчеству?

– Вы знаете, я не смотрю кино. Я человек театра и сосредоточен только на нем. Я не видел ни картин МакДонаха, ни Тарантино, с которым его часто сравнивают.

Счастливый человек! Режиссер из Шотландии, руководитель театра Tron Энди Арнольд напомнил, что МакДонах как автор вырос, конечно, не на пустом месте:

– Все-таки в Ирландии своя богатая литературная традиция – есть и Джойс, и Беккет. И мне кажется, МакДонах очень много взял из творчества Беккета, который до сих пор является для нас драматургом номер один. 

Влияние Беккета на МакДонаха нельзя не заметить: часто его ситуации абсурдны, реплики не связаны друг с другом. Но у МакДонаха как автора современного все же больше насилия, порой даже гипертрофированного, как в черной комедии «Лейтенант с острова Инишмор» где нехилая заварушка завязывается из-за любимого кота одного местного садиста. Однако там, где у современных авторов кровь часто льется ради крови, у МакДонаха всегда есть ироническое обобщение, освещенное недюжинным поэтическим видением происходящего.

Гран-при этого года достался Новосибирскому государственному драматическому театру «Старый дом» за постановку «Сиротливый Запад» и шотландскому театру Tron за спектакль по этой же пьесе. Ждем третьего фестиваля и надеемся, что белорусские театры все-таки заявят о себе в Перми.

СПРАВКА «НГ». Мартин МакдДонах – английский кинорежиссер, сценарист, продюсер, драматург ирландского происхождения, автор восьми пьес, постановщик фильмов. Лауреат премии «Оскар» 2005 года в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм» за картину «Шестизарядник». Первые два десятка радиопьес и сценариев МакДонаха были отвергнуты редакциями. Но в 1997 году пьеса «Красавица из Линэна», написанная годом ранее за восемь дней, была поставлена на Бродвее и, помимо известности, принесла автору театральные премии Evening Standard и «Тони».

 

Валентин Пепеляев

Народная газета