Театр у моста - 2016

2016


06.10.2016 Пермский мистический театр посетил Москву

С 1 по 7 октября в Перми театр «У Моста» проводит Второй Международный Фестиваль, посвященный пьесам ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Свои постановки представляют театры из России, Шотландии, Польши, Чехии, Черногории, Ирана, Боснии и Герцеговины, Сербии и Северной Ирландии. А перед фестивалем пермский театр провел минимарафон своих спектаклей по МакДонаху в Москве. Уже пятый раз театр ГИТИСа предоставляет свою сцену для гастролей театра «У Моста».

«Эта площадка нам очень подходит, она такая же, как и наша — на 200 мест. Только наша чуть поуже», – перед каждым спектаклем Сергей Федотов, художественный руководитель пермского театра, благодарил московских коллег, предоставивших на пять вечеров свою сцену. И каждый вечер зал был полон, а в день первого спектакля, казалось, заняты даже все стоячие места. Ведь  в первый день давали премьеру спектакля «Палачи». Эту пьесу МакДонах написал в прошлом году, а первая мировая премьера состоялась осенью прошлого года на сцене Лондонского театра «Роял Корт» (The Royal Court Theatre), после чего право следующими поставить спектакль было предложено театру «У Моста». Премьера состоялась недавно в Перми, теперь ее привезли в Москву. Над спектаклем еще идет работа, идет работа над переводом – в театре стараются не потерять тонкий английский юмор и в тоже время адаптировать его для российского зрителя. Что у них очень интересно получается: смотря, ты понимаешь, что русский человек так не заговорит, но при этом то, о чем говорят со сцены, попадает и в твой внутренний мир.

Действие пьесы «Палачи» происходит в английском пабе, открытым бывшим палачом, который стал не нужен на своей работе после того, как отменили смертную казнь. Время действия 1965 год, а в то время в Англии бывший палач – это тоже, что и рок-звезда, поэтому паб имеет немалый успех. Паб на сцене настоящий, из кранов течет настоящее пиво, конечно безалкогольное, за стеклом идет настоящий дождь, и даже когда в спектакле вешают человека, кажется, что это чуть ли не по-настоящему.

Гарри – палач, убивший 233 человека, и как живется человеку после убийства такого количества себе подобных? Как с ним живется его жене? Считает ли он правильным отмену смертной казни? А как себя чувствует палач, если он казнил невиновного человека? И многие другие вопросы задаются в спектакле. А герои со сцены заставляют искать ответы зрителя и ищут ответы сами.

«Палачи» – это восьмая пьеса Мартина МакДонаха, и все его восемь пьес идут в театре «У Моста». МакДонах пишет свои пьесы и придумывая, и основываясь на реальных событиях, это и абсурд и реализм, и смех и страх. И все это стараются находить и передавать в постановках пермского театра. Когда-то театр «У Моста» получил свое название из-за соседства с мостом, а потом Сергей Федотов решил, что это название будет означать мост, который можно перебросить между потусторонним и реальным, поэтому в репертуаре театра спектакли так или иначе, связанные с мистикой. Вот и мистический автор МакДонах, которого пермяки очень хотели бы увидеть у себя в гостях, стал чуть ли не визитной карточкой театра. Например, автор этого текста услышала о театра «У Моста» именно с рекомендацией посмотреть у него постановки по МакДонаху, а тут привезли целых пять.  Помимо «Палачей», были «Лейтенант с Инишмора», «Сиротливый запад», «Череп из Коннемары» и «Калека с Инишмана». Я побывала еще на «Лейтенанте с Инишмора» и «Черепе из Коннемары».

В «Лейтенанте с Инишмора» сюжет знаком, постановки в Москве идут, но чем отличается постановка театра «У Моста»? Опять же реалистичностью, и отдачей актеров. А пьеса хороша, бесшабашна, и в то же время социальна. И страшно даже думать, что есть люди, для которых жизнь кота, важнее жизни родных, хоть и смотришь спектакль с улыбкой. Кстати, о котах и мистике. Кот Семен, играющий в этом спектакле, чуть не затмил актеров в московские гастроли. Вся труппа прилетела на самолете, Семен же с хозяином приехали на поезде и котика укачало. Чтобы он пришел в себя, его выпустил посидеть на газоне, но тут же кот пропал – оказалось, за газоном был забор, в котором была дырка. Два дня его искали по всем закоулкам Ярославского вокзала, были публикации в соцсетях, в СМИ, и, говорят, даже БиБиСи подхватило эту новость. И вот, в конце второго дня, когда хозяин Семена собрался уходить, не найдя кота, а было 17 часов, что по пермскому времени 19 часов, Семен, как пунктуальных артист, весь грязный и голодный, появился из тех же самых кустов. Зрители, так прониклись судьбой кота, то даже выпросили устроить фотосессию с героем в антракте.

«Череп из Коннемары». Коннемара – маленькое местечко, где мало места для захоронений умерших людей, и тех, кто пролежал в могиле 7 лет выкапывают и опускают в воду – надо освобождать новые места для захоронений. И вот на долю могильщика выпадает обязанность откопать останки своей жены, в смерти которой винят его же, хотя он доказывает всем, что не виноват. В спектакле играют всего 4 человека, у каждого свой характер, свой образ, каждый искренен и «правде» каждого хочется верить. Свой финал или многочисленные финалы – это то, что отличает пьесы МакДОнаха, и то, что хорошо получается передать пермским актёрам. Ведь веришь каждому, и сочувствуешь каждому. И при открытом финале, рассказывая о спектакле, совсем не хочешь рассказывать конец, чтобы у других была возможность увидеть и додумать самим.

Перед «Черепом из Коннемары» Сергей Федотов рассказал о своей поездке в этот поселок. Послушав Сергея Павловича, начинает казаться, что он посещает все места, которые упоминаются в постановках. А каких не существует на земле, наверное, видит во сне. Театр же мистический и успешный, а раз успешный, значит потусторонний мир благоволит им. Хотя, в театре очень много работают, никакой потусторонний мир не поможет и не помешает, если работать. В театре играют по несколько спектаклей в день, ездят на гастроли, проводят семинары. У них есть свой зритель, их замечают критики, у них много наград, и большой список посещенных фестивалей. Как уже отмечала выше, в маленьком зале ГИТИСа были аншлаги, но, по моим наблюдениям, пришли в большинстве друзья и фанаты театра. Увы, но знаю и тех, для кого, даже по московским меркам, билеты оказались дороги. Может, стоило сделать нижнюю ценовую планку  пониже? Ведь не все билеты раскупили. А театр интересный, очень интересный, чуть больше информации, чуть больше упоминаний среди московских театралов, и зал в 200 мест станет мал.

И хочется пожелать театру, чтобы Мартин МакДонах все-таки приехал в Пермь. Ведь Сергей Федотов загадал, что если кот Семен найдется, то и МакДонах приедет. А Семен нашелся.

 

Наталия Козлова

Мир женской политики