Театр у моста - 2016

2016


28.09.2016 Всевышний не властен над этим местом

Главные герои пьесы – два брата Коулмен и Вэлин Конноры. Старший – циник, он не верит в Бога, тратит деньги, преимущественно не свои. Младший, наоборот, очень набожен, но по-своему: его вера заключается в скупке статуэток святых. Его главная его черта – скупость. Братья не могут ужиться вместе, в их доме – постоянные споры, драки и словесные перепалки. Они как дети, которые соперничают друг с другом, играют и не понимают ужаса происходящего. Ситуацию хочет исправить священник Уэлш. Человек, в котором еще остались хоть какие-то моральные принципы. Да, он пьет виски. Да, он сомневается в вере в Бога. Но он не перестает верить в братьев, в их возможную метаморфозу. Перед нами – важная тема самопожертвования и веры в людей, даже в самых гадких и безнадежных.  

Сказать, что священнику не повезло с приходом, это ничего не сказать. Это место, где царит полное беззаконие, где люди чаще посещают похороны, чем свадьбы, где стерлось понятие нравственность, где жители ничего не видят, кроме убийств и самоубийств. Именно в этом городке живет священник Уэлш. Хоть на сцене всего 4 героя, нам кажется, будто мы знаем весь народ Линэна. Люди, которые просто не умеют жить по-другому, не убивая, не вредя и не споря с друг другом. Они словно жертвы печальных обстоятельств, что родились в Ирландии, в этом маленьком забытом Богом городе. И самое печальное – это понимание того, что скорей всего здесь никогда ничего не измениться.

Священник Уэлш – пришлый, гость, он здесь не родился и не рос. То, что дико для него, абсолютно нормально для жителей. Через его слова будто говорит сам зритель, высказывает свое негодование и возмущение. Противостояние взглядов и сталкивание моральных устоев священника и населения создает сильное напряжение в пьесе.

За стычками двух братьев смешно и страшно наблюдать. Поводов для ссор у них масса – это и пакет чипсов младшего, это и виски, это даже кухонная плита, к которой не разрешено прикасаться старшему. Братья Коулмен и Вэлин никогда не соглашаются друг с другом, а если это происходит, то они сами сильно удивляются. Что же им мешает быть настоящей семьей? Обиды из детства? Кажется, что герои, как и все жители этого захолустья, просто не знают, как нужно проявлять любовь.

Момент, когда братья прощают друг другу свои выходки серьезные и не очень, сидя за столом друг напротив друга, превращается в очередное соревнование “кто кого?”. Здесь приходит понимание, что даже самый лучший священник не сможет исправить такую “идиллию”. Удивительно, но под конец спектакля зритель все-таки видит не только необразованных, грубых и жестоких людей, которые живут под одной крышей, а настоящую семью, братьев, которые странно себя ведут, но нуждаются в друг друге.
Сергей Федотов, несомненно, умеет ставить Мартина МакДонаха. Он, словно настоящий ирландец, улавливает саму суть пьес и грамотно показывает ее зрителю. Спектакль "Сиротливый Запад" был номинирован на “Золотую маску” 2008 году и не зря. Сергею Федотову удалось раскрыть трагикомедию в жанре психологической драмы и показать нам Ирландию с ее экспрессивными, уникальными и чуть сумасшедшими жителями.

 

Валерия Волкова

Ревизор.ру