Театр у моста - 2016

2016


10.09.2016 Две премьеры театра «У Моста»

Театр «У Моста» месяц назад открыл новый театральный сезон двумя премьерами по пьесам ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Это своеобразное приглашение к международному фестивалю, который состоится в начале октября. Впрочем, следует добавить, что в репертуаре театра теперь поставлены все пьесы ирландского драматурга, которого именно театр «У Моста» открыл для России. «Палачи» и «Лейтенант с Инишмора» две совершенно разные пьесы, но рассказывают историю об одном: историю маленького человека; его желаниях, страхах и надеждах.

«Палачи» - последняя из пьес МакДонаха, написанная осенью 2015 года и впервые поставленная в Лондонском театре Royal Court. Она стала долгожданным событием после семилетнего молчания драматурга. Сергей Федотов держит руку на пульсе событий из жизни Мартина МакДонаха и, узнав о новой пьесе, быстро приобретает права на постановку «Палачей» и начинает ее разрабатывать.

События пьесы происходят пятьдесят лет назад в 1965 году, они связаны с принятием закона об отмене смертной казни в Великобритании. А главный герой Гарри - палач в отставке, работающий теперь барменом в пабе у своей жены в небольшом заштатном городишке.

Блестящий текст диалогов, сдобренный выразительным черным английским юмором, интересный актерский состав и непредсказуемый сюжет пьесы держат зрителя в постоянном напряжении, кидая по волнам эмоций.

Владимир Ильин в роли Гарри - подтянутый и ухоженный господин в галстуке бабочкой, выразительно благопристойный и напыщенный. Создавая образ человека «нестандартного», актер с помощью режиссера дает нам как раз очевидность этого ужасного «стандарта» - можно деловито вешать людей (и гордиться, что повесил более 200 человек) и, как бы между прочим разливать пиво.

Видна ломка этого человека, на которого как на знаменитость приходят поглазеть завсегдатаи паба. Ильин замечательный актер, я видел его в различных ролях – и нигде он не повторяется, - он всегда старается дойти до сути характера героя, показать его индивидуальные особенности. Мы об этом вспомним, когда будем рассматривать другой спектакль.

Печаль этого человека не только в том, что госслужба неожиданно закончилась, и он остался лишь разливающим пиво… Беда в том, что в этом городке есть еще один палач, который повесил в три раза больше людей. И это тревожит Гарри. Мы увидим этого «первого» палача в огромном (на три размера больше) кожаном пальто на тщедушном тельце, но с огромным апломбом в глазах и позе, заставляющей притихнуть и дрожать окружающих – он первый! Илья Бабошин в этой роли убедителен, находя интересные штрихи трагикомического образа «первого палача».

Необходимо отметить актеров в роли завсегдатаев паба – это Сергей Мельников, Андрей Одинцов, Андрей Козлов. Они на сцене почти весь спектакль: еще публика только заходит в зал, а актеры уже обживают декорацию паба. Каждый из них по-своему хорош, но вместе они создают образ толпы маленьких людей, той толпы, что страшнее любого палача.

Среди них полицейский инспектор Фрай (Вячеслав Леурдо), фигура противоречивая, но довольно узнаваемая для российского зрителя. И в хоре общей толпы он также вызывает и страх, и смех.

Английские «горки» эмоциональных переживаний от смеха к страху поддерживает и другой персонаж пьесы – «Бебишам» или Муни (Лев Орешкин). Относительно молодой актер с достоинством вошел в отлаженный ансамбль персонажей, внося интригу в действие.

Из женских образов на сцене - это жена и дочь Гарри (Анастасия Перова и Алевтина Боровская). Анастасия Перова невероятно убедительна в скупых жестах и репликах, показывающая всю пошлость постоянного обыденного поведения.

И наконец – Сид, помощник палача (Анатолий Жуков), роль небольшая, но знаковая. Знаковая уже тем как произнесена последняя реплика: «Да, мы будем вместе. Как прежде!»

К концу спектакля понимаешь, как незримо стирается грань между ценностями человека и профессиональными установками. Многолетнее убийство людей (хоть и на госслужбе) нравственно деформирует человека. И, глядя на воплощение этой мысли в герое, становится очень страшно.

 

Вторая премьера в театре - «Лейтенант с Инишмора».

Мартин МакДонах: «Я даже не мог себе вообразить, что невинному ирландскому коту в родной Ирландии может быть так плохо».

Где-то на севере Ирландии на одном Богом забытом острове разворачивается эта история. Здесь царствует шум прибоя и резкие крики чаек и тихо спивается народ. Рамки повествования даны в ремарке автора – 1993 год.

Эту пьесу часто называют «самой кровавой пьесой МакДонаха» - мы постоянно слышим рассуждения о борьбе за свободу Ирландии. И во имя этой святой свободы герои МакДонаха готовы палить в кого угодно. Для сравнения можно вспомнить постановку режиссера Анны Новицка из Театра имени Вильяма Хожицы (Торунь, Польша), которую привозили на первый фестиваль два года назад. Там была яркая буффонада, реки крови, гром музыки, сексуальность и садизм лейтенанта – там все было настолько театрально оглушительно, что не требовалось никакого перевода.

Сергей Федотов верен своему принципу реализма – все как в жизни, все по ремаркам автора. В то же время психологизм каждого образа от главного до второстепенного поднят достаточно убедительно. Поэтому и игра слов в диалогах словно теннисные шарики отскакивающих от каждого, усиливая иронический подтекст происходящего, вводят зрителя то в ступор, то в безудержный смех.

Я бы сказал, что это не  черная комедия, эксцентрика, а психологический триллер возвышенных слов о свободе человека (главный герой член INLA, правда уволенный из рядов за излишний садизм – взрывы, пытки и убийства) и семейных ценностях, в частности.

И вот здесь мы возвращаемся к Владимиру Ильину, исполняющему роль Донни - отцу буйного лейтенанта. Насколько он не похож на палача Гарри. Это измученный жизнью старик, остро переживающий за безрассудства своего кровного сына. Ему бы тихо пить виски и слушать звук прибоя, думая о прошедшей мимо жизни. Но не тут-то было – он должен опекать главную любовь сына – черного кота, вокруг которого замешана вся стихия пьесы. Около него тусуется мальчишка семнадцати лет – Дейви (знакомый нам Лев Орешкин). Роль примечательна тем, что оттеняет характер старого Донни.

Сам лейтенант – Падрайк в исполнении Анатолия Жукова (мы помним его по роли помощника палача Гарри), конечно не плейбой, но он создает страшный образ сдвинутых сознаний – циничный садист в сцене пыток наркодилера и заботливого пацана: «ты иди в госпиталь, деньги есть?».

Достойной парой для лейтенанта в сюжете фигурирует сестра Дейви - Мейрид (Анастасия Перова, игравшая жену Гарри). Виртуозный образ двадцитилетней красотки, стреляющей по глазам коровам, причем ослепляет их не из жестокости, а в знак протеста против «бесчеловечной торговли мясом»: «Я воспринимала корову только как эффективную цель для политического протеста». Актриса убедительна в этом экстравагантном тинейджеровском образе.

А три представителя ИРА (Андрей Одинцов, Андрей Воробьев, Василий Скиданов), отправленные на задание руководством, чтоб привести в чувство зарвавшегося лейтенанта - актеры на полном серьезе, в рамках поставленной задачи, психологически точно ведут диалоги, создавая абсурдность ситуации.

Так и возникает этот мир, в котором сбиты все ориентиры, перепутаны ценности, где жестокость и убийства становятся обыденностью, а создающие весь этот мрак и ужас люди тщетно стремятся к свету и мечтают о любви. «Я раньше думала, что убивать людей – это забавно. А оказалось, что это мерзко», – бросает Мейрид, уходя в финале из заляпанного кровью жилища Падрайка.

Но Федотов не был бы Федотовым, если бы не было чего-то оригинального, совершенно неожиданного для зрителей. Так и в театре «У Моста» необычный финал, при этом не идущий в разрез с МакДонахом, но создающий очаровательный эффект очищения.

 

Александр Стабровский,
историк, Заслуженный работник культуры РФ, член редакционной коллегии газеты «Пермский университет»