Театр у моста - 2016

2016


14.08.2016 В Перми пройдет Театральный Фестиваль Мартина МакДонаха

Драматург Мартин МакДонах, обладатель премии Лоуренса Оливье 2015 за пьесу «Палачи» в номинации «Лучшая новая драма», был удостоен проведения своего собственного театрального фестиваля, на котором в течение недели в режиме нон-стоп будут представлены постановки по его пьесам. Однако, фанатам его творчества придется запрыгнуть в самолет и полететь к Уральским горам, в город Пермь, чтобы попасть на это событие.

Вот уже второй год театр «У Моста» проводит Фестиваль Мартина МакДонаха. Это небольшой, но довольно амбициозный театр, который специализируется на постановках макдонаховских пьес и где в июне этого года состоялась первая российская премьера «Палачей». 

Как я узнал о Фестивале? Достаточно просто – нашел информацию в интернете. Будучи давним поклонником российского театра и творчества Мартина МакДонаха, я решил, что эта новость достойна всеобщего внимания. Немногие живущие ныне драматурги удостаиваются того, что в их честь устраивают фестиваль, посвященный их творчеству, не говоря уже о том, что Фестиваль будет проводиться в отдаленном уголке России. МакДонах без сомнений этого заслуживает. 

Пермь может показаться провинциальным городом. Однако, он всегда старался оставаться на том же культурном уровне, на котором он оказался с тех пор, как сюда во времена Второй Мировой Войны были эвакуированы Балетная труппа Мариинского театра и многие другие московские театральные коллективы. Театр «У Моста», подобно большинству российских театров, опирается на традиционную репертуарную систему с постоянным актерским составом. У театра три сцены и несколько сотен зрительских мест, однако, при взгляде на его содержательный сайт, становится очевидно, что это далеко не захудалый, экспериментальный театр, который считает копейки в конце каждого месяца. Театр получает финансовую поддержку от Департамента культуры города Перми, а также у состоятельных спонсоров, под руководством нефтяной компании Лукойл.  Виртуальный тур по театру на сайте представляет роскошно украшенное фойе с канделябрами, с красивейшими шторами и античными велюровыми диванами – это то место, в котором любой городской богач с удовольствием устроил бы званый ужин, заправленный дорогим шампанским.

Театр является созданием одного человека, которого называют «Мастером». Сергей Павлович Федотов основал театр в далеких восьмидесятых и до сегодняшнего дня он является художественным руководителем и режиссером всех театральных постановок. В репертуар театра входят не только постановки по произведениям Н.В. Гоголя, А.П.Чехова, А.Н. Островского, М.Горького, М.А. Булгакова и многих других менее известных русских классиков, но и все восемь пьес Мартина МакДонаха. Театр гастролировал с постановками ирландского драматурга по всей России, Восточной Европе и Балканам, завоевал множество призов и премий.

Фестиваль Мартина МакДонаха – это соревнование, постановки театров-участников будут оценивать члены жюри, победители получат призы.  В программу фестиваля войдет новая постановка «Сиротливый Запад» театра «Трон» из Глазго, а также спектакли театров из Северной Ирландии, России, Польши, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Чехии и Ирана.

Склонность МакДонаха к черной комедии четко вырисовывается в постановке «Сиротливый Запад». Что мне нравится в его ранних пьесах о захолустных уголках Ирландии – это сочетание человеческого сострадания и безоговорочной холодной отрешенности; драматург – ирландец, который родился в Лондоне, кажется, с недоумением смотрит на фантастический мир, который ирландцы создали себе сами. В его более поздних пьесах, таких, как «Человек-подушка», легко просматривается тематика насильственного принуждения, которое запросто найдет отклик в сердцах российской и европейской публики.

Однако мне по-прежнему интересно знать наверняка, почему Федотов, который говорит, что безвозвратно верит в мистическую силу театра и утверждает, что черпает вдохновение в творчестве Ежи Гротовского, Антонена Арто и Михаила Чехова, находит в МакДонахе то, что не может найти в современных российских драматургах. По моим предположениям, ответ на этот вопрос заключается в том, что макдонаховское чувство абсурдности очень близко по духу творчеству Н.В. Гоголя.

 

Джон Моррисон (JohnMorrison), независимый журналист и издатель, автор двух научно-популярных книг

Лондон, Великобритания  

Business Class