Театр у моста - 2016

2016


08.08.2016 Театральный обзор: Сиротливый Запад. The Scotsman, Глазго (Шотландия)

Театральный обзор: Сиротливый Запад


Есть две вещи, на которые стоит обратить внимание прежде, чем мы перейдем к великолепной черной комедии Мартина МакДонаха 1997 года, возрожденной в потрясающей и чарующей постановке театра «Трон» режиссера Энди Арнольда.

Во-первых, пьеса – последняя в Линенской трилогии – уверенно выдерживает характер ирландской традиции в духе постановки Джона Синга «Удалой молодец – гордость Запада», изображающей жителей Дальнего Запада Ирландии как чудаковатый народ, в первую очередь озабоченный формой и драмой вещей и ничтожным значением гордости и статуса, нежели самой ценностью человеческой жизни. 

Во-вторых, пьеса была написана в период напряженных переговоров, связанных с Белфастским Соглашением 1988 года и с текущим шатким миром, установленным в Северной Ирландии. Поэтому за историей об ожесточенной низкосортной борьбе между уже взрослыми братьями Коулменом и Вэлином и о тщетных попытках приходского священника Отца Уэлша положить конец этой взаимной ярости и жестокости, лежит целый мир, построенный на метафоре о людях, по всей видимости, чересчур упрямых, чтобы уступить друг другув погоне за миром и возможностью выжить. 

Безусловно, МакДонаховское представление о жизни на Коннемаре вряд ли справедливо, но абсолютно неоспоримым остается его грубое и могучее чувство юмора, вызывающее в воображении все более уморительные и блестяще написанные сцены партизанской войны на безрадостной кухне в доме братьев. 

Кульминацией пьесы является потрясающая развязка, до краев наполненная сатирой, в основе которой лежит идея о прощении, как о возможности оставить все споры позади, развязка, сыгранная с сокрушительным и уморительным мастерством Кита Флеминга в роли Коулмена и Девида Генли в роли Вэлина.

Финальным гениальным решением МакДонаха является стремление оставить нас, зрителей, с мыслью о том, что за всей этой жесточайшей веселостью, скрывается абсолютные и невыносимые человеческие муки, муки тех, кто больше не в состоянии лгать и играть в эти игры; это медленная поступь в ледяную воду, за которой следует лишь темнота.

 

Джойс МакМиллан (Joyce McMillan)

The Scotsman, Глазго (Шотландия)