Театр у моста - 2016

2016


21.04.2016 ФЕНОМЕН ФЕДОТОВА

В этот раз удалось посмотреть знаменитого «Калеку с Инишмана» и «На дне» в федотовском театре «У Моста».

По «Панночке» я не могу судить о театре. Я к ней причастна. И у меня «болит пальчик».

Но вот я посмотрела два знаменитых спектакля не по моим пьесам. Первое (что ещё в Перми увидела, в поразившем помещении театра) Сергей Федотов живёт с непрерываемым чувством праздника. Накал праздника так силён, что расходится магнитными волнами по театру... по городу Перми, по России... (и далее, следуя маршруту мировых гастролей). Это состояние замешано на гигантской витальной силе (я ж видела портреты этих славных мужей-купцов пермских, ставивших дыбом реку Каму) и на столь же огромном творческом потенциале. После общения с Федотовым, с театром, с окружением его озираешься обалдело - только что продирался через бурелом и вдруг выкинуло тебя на скудную улочку. Чувств. И переживаний. Примерно так.
Тогда, ещё в Перми я вот что увидела - актёры федотовские, несомненно принадлежащие к классической русской школе, они - что-то ещё... В них есть некий замес темноватой, в проблесках, бездны, что ли... То ли это Федотов их так выстраивает. То ли они сами такими делаются от него, от всего, что творят на сцене. Я ловлю себя на мысли, что хочу больше о них знать, хочу увидеть, а чего ещё они могут, как развернутся ко мне своими странными, смешными и грозными лицами? И поражает, что актёры работают ансамблем, единым телом даже. Что редчайшая редкость и ценность в театре. Угроза и жалобность - это очень хорошо проявилось на материале МакДонаха. На мой вкус, пьеса плоская, но там есть понимание, как устроена пьеса, чтоб её ставили и есть необходимый для успеха, набор либценностей. Тут, на мой взгляд, Федотова вот что пленяет - сумрак, бесконечный сумрак окраинной жизни, (что, несомненно, краска самого МакДонаха) затейливые фрики-персонажи (не Гоголь, но любим же, чтоб персонаж крендельком изогнут был). Это для художника, направления Федотова, очень соблазнительно. Я особой «чернухи» в пьесе не увидела, (видимо, жёсткую школу дают нам московские «новаторы») Обычная , даже мирная жизнь «падших людей». Что люди падшие, это тема, видимо, самого МакДонаха, что выхода для них нет - драматургу неинтересно искать его. (Не всерьёз же этот поцелуй девушки калеке?). Но, повторюсь, в пьесе есть некое очарование окраинного сумрака (может он и есть главный герой) и смешные герои-фрики. Влажная океаническая темнота в проблесках искр. Поэзия. Удовольствие от спектакля вот почему - Федотов наполнил пьесу праздником. Взорвал зал. (Я сама видела!)

И «На дне». Ну, это шедевр. Безупречность. Что интересно, зал просто «всасывал» текст Горького. Каждую реплику, до боли знакомой и противноватой (по школе) пьесы. Лука ослепил. Сатин безупречен. Роскошный Васька Пепел. Красивый пролетарский ржавый крючок Клещ во всём своём скрежещущем убожестве «думающего пролетариата» во всей своей невозможности вырваться из своей сути. Хотя он шёл в спектакле как бы вторым планом, но именно этим и потряс - и голодный и раб... и уже вспыхивают в чёрном небе страшные всполохи грядущей русской трагедии и слышны отголоски страшных, ворованных и изувеченных песен... (в спектакле их нет, это я додумала)). Очень хороши вставки голоса Горького, но справедливо моим товарищем замечено - внезапно обрываются, даны, как шум, а хотелось дослушать там призывы все эти и раздумья пролетарского классика. Спектакль настолько поразил меня, что очень долго будут всплывать ощущения от него. Тут Сергей Федотов, не думая об этом ни секунды (художники не думают о таком) просто вломился в пустую нишу - переосмысление нынешних реалий через пьесу советского писателя. Такие вещи нарочно не сделать. Будет гадкий идеологизированный формализм (такой идеологизированный формализм сейчас имеем от «новаторов», а имели в советское время, лишь с другим знаком. По-сути «новаторы» прямые последыши советских партийных идеологов. Жаль, только имён величины Горького не дадут. Те, «горькие» выезжали на полноценной, ещё помнимой русской культуре. Этим «новаторам» ехать не на чем, разве на чёрте)

Ну так вот... Федотов художник наития. И чувства. Как в МакДонахе - тёмный, в искру, сумрак, так в Горьком - эхо и тени старинных обиженных русских людей, давно ушедших, пленяют его. Ну вот он и ставит... Да, ещё момент - актёров Федотова невозможно спутать ни с какими другими. Как актёров школы великого Васильева. Или Фоменко. Своё лицо.

Нина Садур