Театр у моста - 2016

2016


05.03.2016 Мистическая популярность. Спектакли Пермского театра «У Моста» челябинцы готовы смотреть стоя

Один из самых известных российских театров, не менее популярный, кстати, и за границей, снова принял участие в фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА». За прошедшее время пермяки очень полюбились челябинской публике, которая с особым трепетом ждет приезда самого мистического уральского театра, созданного режиссером Сергеем Федотовым.

Сам он с детства интересовался параллельными мирами, сегодня называет себя не иначе, как волшебником, и верит в знаки судьбы. Лично пообщаться с Сергеем Павловичем не удалось — мастер уехал в Чехию проводить свой авторский тренинг. О том, чем живет театр «У Моста», мы узнали от помощника художественного руководителя Олеси Егоровой.

От психологизма – к мистике

Мы общаемся в полутьме в пустом зале под шум перфоратора – техники демонтируют декорации на сцене. Спектакль закончился, но ощущение, что театральное действие продолжается, почему‑то осталось. Какие‑то 15 минут назад в зале не было свободных мест. Не желая уходить со спектакля, зрители, которым не осталось мест, стояли два с лишним часа на задней площадке. То ли это такая любовь к театру из Перми, то ли к ирландскому драматургу МакДонаху. То ли – всеобщее увлечение мистическим и потусторонним.
Лично мне мистики в тот вечер не хватило. Если не считать с грохотом разбившейся во время спектакля посуды в буфете и неотступного чувства, что я все это уже видела – и декорации, и туман на кладбище, и черный юмор. Помню и эту музыку, и постоянно повторяемую одним из персонажей реплику «Классный выдался денек!». Но все, кто только мог, уверяли меня, что «Череп из Коннемары» никогда не ставился на сцене челябинского Камерного театра. А вот «Красавица из Линэна» – другая пьеса того же Мартина МакДонаха – да. Мистика…

– Сергей Федотов считается первооткрывателем творчества современного ирландского драматурга МакДонаха в России. Что в нем особенного?

– К пьесам МакДонаха сложно найти ключ. Это очень сложный жанр, где комедия сочетается с трагедией, абсурдом, философией. Но Сергею Павловичу это удалось. Он сделал уже 7 постановок по его пьесам. Сейчас идет работа над восьмой – пьесой «Палачи». Осенью мы организуем уже второй международный фестиваль, посвященный творчеству МакДонаха. Надеемся, что он сам сможет приехать. Нужно сказать, что при всей своей популярности это очень скромный, по-детски наивный человек, общительный и открытый. Несмотря на непростую тематику своих пьес, он любит людей и пишет не только об ирландцах, но поднимает общечеловеческие темы.

– «У Моста» развивает и сохраняет традиции психологического театра. Почему была выбрана именно эта форма?

– Психологический театр отличается особым погружением и актера, и зрителя в образ того или иного персонажа. Происходит работа с внутренним миром человека, с его подсознанием. У нас все это сопровождается обращением к мистике. В этом – особый авторский подход Сергея Федотова. Мистика заключается в том необъяснимом магическом процессе, когда каждый зритель в зале переносится в неведомое пространство, становится частью того мира, который создается актерами на сцене. Он не просто смотрит, но сопереживает. В конце обязательно происходит катарсис – очищение, изменение сознания, переосмысление каких‑то вещей.

– Но то, о чем вы говорите, характерно для любого театра, разве нет? Те же задачи…
– Задачи, может, и те же, но выполняются они по-разному. Здесь вы видите живой процесс, можете ощутить магию живого человека на сцене, который общается и живет, а не просто произносит выученный текст. Сергею Федотову удается создать жизнь на сцене. В этом разница. И это касается не только спектаклей по МакДонаху, но и произведений, к примеру, русской классики.


В Челябинск – с любовью

– Знаю, что не все выдерживают ваши спектакли. Особенно за границей. Люди и уходят, и на «скорой» их увозят…

– Всякое бывало. Но Сергей Федотов не ставит перед собой задачу эпатировать публику. Он, скорее, возмущает сознание зрителей внутренним потрясением, дает небанальные, неожиданные оценки. Зритель не может предугадать, что произойдет в следующую минуту, даже если он знает сюжет.
– Вы также называете себя «театром-лабораторией». Почему?

– Форма лаборатории отличается поиском жанров, сценического стиля, актерской техники. Сергей Федотов часто проводит актерские тренинги. И не только для своих ребят, но и в других городах России и зарубежья. Мы обязательно обсуждаем спектакли всей труппой, анализируем проделанную работу. Премьерные спектакли и новые постановки тоже создаются в процессе взаимодействия всего театрального коллектива, а не одного только режиссера.
– Вы в Челябинске не первый раз. Чем стал для вас фестиваль «CHELoВЕК ТЕАТРА»?
– Девиз фестиваля – проявление режиссерского видения через актера. Нам это близко. Сергей Федотов – это режиссер, который опирается, в первую очередь, на актеров. Этот фестиваль очень важен для нас. Нам нравится здесь атмосфера, возможность обсуждения, то, какие критики принимают в этом участие. Мы видим, что фестиваль развивается.

– Кризис не сказался на вашей фестивальной и гастрольной деятельности в России и за границей?

– Кризис ощущается везде, но мы просто стали еще больше работать. Стараемся не терять своего зрителя. Кстати, в планах у нас – посетить Челябинск еще раз с гастролями, так как челябинцы постоянно делают запрос на то, чтобы мы приехали. Когда это будет, пока не могу сказать точно, но в планах у нас это есть.

 

Екатерина Сырцева

Южноуральская панорама