Театр у моста - 2014

2014


27.10.2014 МакДонах «У Моста» - журнал Театрал

В Перми завершился Первый международный фестиваль Мартина Макдонаха

В рамках проекта «Перекрестный год культуры Великобритании и России» в Перми прошел первый международный фестиваль, посвященный драматургу Мартину Макдонаху. Начиная с 1996 года его пьесы переживают настоящий бум популярности в театрах всего мира и стоят в одном ряду с текстами таких столпов британской «новой драмы», как Сара Кейн, Марк Равенхилл и Кэрил Черчилл.

Автор семи драматических сочинений, режиссер двух кинофильмов, он является лидером по количеству публикаций – в британской театральной прессе о нем пишут несравнимо больше, чем о драматургах его поколения. Известно несколько десятков постановок двух его драматических трилогий, а также стоящей особняком драмы «Человек-подушка», которую можно без преувеличения назвать одной из самых сложных, загадочных и абсурдных в современной драматургии. Последняя пьеса Макдонаха «Безрукий из Спокэна», написанная после семилетнего перерыва, впервые появилась на Бродвее в 2010-м и уже поставлена во многих странах, включая Россию.

В России Мартин Макдонах получил известность благодаря главному режиссеру пермского театра «У Моста» Сергею Федотову. Именно после его постановки «Красавица из Линнейна» в 2004-м у российского театрального цеха и зрителя появился к новому автору повышенный интерес. В 2011-м Федотов поставил пятый спектакль по Макдонаху, «Безрукий из Спокэна», опередив тем самым Гарри Хайнс, руководителя театра «Друид» (Гэлуэй, Ирландия), на счету которой пока четыре постановки. На сегодняшний день театр «У Моста» – единственный в мире, где поставлены все семь драматических сочинений Мартина Макдонаха. Пять наиболее удачных, не раз показанных столичной публике, – «Калека с острова Инишмаан», «Череп из Коннемары», «Сиротливый запад» и «Безрукий из Спокэна, – участвовали во внеконкурсной программе фестиваля и получили высокие оценки экспертов, а актеры Сергей Мельников и Владимир Ильин были награждены специальными призами.

Учредителями фестиваля выступили Министерство культуры, массовой политики и коммуникаций Пермского края, Департамент культуры и молодежной политики города Перми. Организатором и идейным вдохновителем стал основатель и художественный руководитель пермского театра «У Моста» Сергей Федотов. Он проделал основную работу по отбору спектаклей и пригласил представительное международное жюри, в состав которого вошли именитые деятели театра. Непонятно, как это удавалось Федотову, но в ходе фестиваля он успевал контролировать все процессы, и, казалось, находился одновременно везде, где происходили значимые события.

Интерес к фестивалю в Перми был чрезвычайно высок: не только небольшие сценические площадки «У Моста» были «под завязку» заполнены зрителями, но и гораздо более вместительные залы других пермских театров. К началу театрального праздника было приурочено открытие в театре «У Моста» музея, посвещенного драматургии Мартина Макдонаха. Накануне прошла презентация русского издания единственной монографии о творчестве ирландского драматурга «Театр и фильмы Мартина Макдонаха», автор которой, профессор Национального университета Ирландии Патрик Лонерган, приехал в Пермь. Несомненно, появление этой книги – событие для исследователей и поклонников творчества Макдонаха: академической научной литературы о современном европейском театре в России последнее время издается крайне мало.

Известные театроведы, специалисты по зарубежной и, в частности, ирландской литературе и драматургии, знатоки и почитатели творчества Мартина Макдонаха выступили экспертами фестиваля, где, помимо спектаклей, обсуждений и пресс-конференций, был организован тематический цикл лекций, посвященный творчеству виновника торжества, историческим основам его драматургии, стилистическим, художественным особенностям его пьес. 
   
Лекция Патрика Лонергана была посвящена ирландскому театру «Друид», где впервые поставили Макдонаха. Его «крестной матерью» в театре стала Гарри Хайнс. Она подготовила к постановке пьесу молодого драматурга, текст которой дорабатывался совместно в ходе репетиций и был впервые опубликован уже после нашумевшей премьеры. Первая постановка «Красавицы из Линнейна» была ко-продукцией этого театра и знаменитого лондонского «Роял Корт». Представление состоялось 15 октября 1996 года в Гэлуэе. Последующие постановки пьес Макдонаха впервые осуществлялись ведущими театрами Великобритании, в том числе Лондонским Национальным театром и Королевским Шекспировским Театром в Стрэтфорде-на-Эйвоне. Премьера седьмой его пьесы «Однорукий из Спокана» состоялась в Нью-Йорке, в одном из театров Бродвея.

В небольшом городке Линэн графства Гэлуэй, на западе Ирландии, живут герои первого драматургического цикла Мартина Макдонаха, названного критиками «Линнейнской трилогией», в которую вошли пьесы «Красавица из Линнэна» (1996), «Череп из Коннемары» (1997) и «Сиротливый Запад» (1997).

Одинокие, неприкаянные, неустроенные в личном отношении герои трилогии мучают и убивают друг друга, как будто бы в отместку за свою нелепую, аутсайдерскую жизнь. Здесь нет ни одной полной семьи, ни одного счастливого финала любовных отношений. Ненавидят друг друга мать и дочь, Мэг и Морин Фоллан в пьесе «Красавица из Линэна»; братья Коулмены из «Сиротливого Запада» все время пребывают на грани взаимного истребления: таков «чудесный», «патриархальный» Запад Ирландии в изображении Мартина Макдонаха.

Именно мотив ненависти между заложницами сложившихся обстоятельств, матерью и дочерью Фоллан, стал основным в постановке австрийского Niht.Teater. Свои спектакли они никогда не играют в привычном театральном пространстве, выбирая помещения вокзалов, музеев, крупных магазинов, бывших заводов и фабрик. В условиях фестиваля они выбрали фойе театра «У Моста», чтобы герои могли находиться в непосредственной близости от зрителей. Задача создателей спектакля, по их словам, заключалась именно в том, чтобы присутствующие почувствовали себя членами семьи, где домашнее насилие стало едва ли не ежедневной нормой.

Яркая и независимая Морин Фоллан в исполении Александры Корович – сильная личность, прихотью жизненных обстоятельств запертая с собственной матерью в стенах тесного дома. Мать Морин, Мэг Фолан (актриса Сабина Хергет) – карикатурная, почти комическая, старуха: тем ярче обыгрывается в спектакле контраст между ней и Морин, полной жизни и не имеющей возможности реализовать собственные желания. Александра Корович практически безраздельно доминирует на сцене, застявляя зрителей неотрывно следить за всеми нюансами игры. Мощный и убедительный образ Морин Фоллан принес ей заслуженную награду: приз за лучшую женскую роль. Стоит отметить, что молодая постановочная команда затратила много сил и времени на изучение истории Ирландии, уклада ее жителей, проявив чрезвычайное внимание к каждой детали декораций, близких к аутентичным, к музыкальному и видео сопровождению: в спектакле использована подлинная запись ирландской певицы Делии Мерфи – одни из лейтмотивов пьесы.

Совсем другую историю взаимоотношений Мэг и Морин показали пермской публике актеры Челябинского камерного театра. Эти мать и дочь спаяны друг с другом в неразрывное целое – две мучающие, но столь же сильно любящие друг друга женщины. Морин Марии Беляевой совершила преступление, только будучи поставленной в совершенно невыосимые условия. Мэг в исполнении Елены Мальцевой – редкий, возможно, единственный пример, когда в образе старухи-матери можно найти привлекательные человеческие черты. Эту пожилую одинокую женщину хочется пожалеть: Мальцевой удалось практически невозножное. Челябинская «Красавица из Линэна», в отличии от постановки австрийских коллег – история о любви, которой, в пьесах Макдонаха, пожалуй, все-таки больше, чем иронии и насилия. Спектакль Сергея Федотова по праву был удостоен Гран-при фестиваля. Еще одна награда – приз за лучшую мужскую роль второго плана – досталась актеру Михаилу Яковлеву, исполнителю роли Пэйто Дули.

«Сиротливый запад» из ТЮЗа Баку  – один из трех спектаклей, поставленных по пьесам Мартина Макдонаха на сцене азербайджанского театра. К сожалению, бюджет фестиваля не позволил представить в Перми все три постановки, которые в Баку обычно показывают единым блоком: почти целый день зрители могут провести среди героев Линэнской трилогии. Для руководства театра, постановочной группы поездка в Пермь стала важным событием: по их собственным словам, весь Баку желал им удачи, провожая на фестиваль.

Пьесу Макдонаха выбрали сами актеры – исполнители ролей братьев Валена и Коулмен Коннор. Постановку обсуществил режиссер из Великобритании, голландец по происхождению Ян Вильем Ван Ден Бош. Таким образом, под влиянием множественных, иногда, казалось бы, трудносовместимых культурных традиций, появился интереснейший спектакль на сцене одного из старейших тестров Азербайджана, украсивший афишу макдонаховского фестиваля и удостоенный по его итогам специального приза жюри.

«Лейтенант с Инишмора» польского Театра имени Уильяма Коржицы – не первая пьеса Макдонаха, поставленная на сцене этого театра – творчество ирландского драматурга пользуется в Польше немалой популярностью. По мнению участников спектакля, драматургия Матрина Макдонаха являет собой не только образец мировой классической драматургии (а это несомненно так), но и является частью современной поп-культуры. Пьеса «Лейтенант с Инишмора», по их справедливому мнению, стиллистически очень близка фильмам Квентина Тарантино (что нисколько не противоречит духу драматургии Макдонаха, который сам часто повторял в интервью о несомненном влиянии фильмов Тарантино на его творчество), и это сказалось на постановочном решении спектакля.

Проблема терроризма в Польше не слишком актуальна, поэтому основной идеей спектакля стало справедливое утверждение о том, что любой оголтелый фанатизм неизменно приводит к фатальным последствиям. Несмотря на обилие крови на сцене, спектакль получился уморительно смешным (пьеса «Лейтенант с Инишмора» действительно самая смешная пьеса Макдонаха), а террористы в исполнении польских актеров – чрезвычайно похожими на персонажей хорошо известной в России кинокомедии «Ва-Банк» Юлиуша Махульского. Исполнительница единственной женской роли в спектакле (Мейрид) Александра Беднаж получила на фестивале приз за лучшую женскую роль второго плана.
  
«Человек-подушка» стоит особняком среди всего написанного Мартином Макдонахом для театра. Это первая из двух его пьес, действие которой происходит не в Ирландии. По мнению почитателей его творчества, она появилась как раз в тот момент, когда снискавший мировую славу молодой драматург должен был доказать свою способность создавать достойного уровня произведения для театра, не связанные с ирландской тематикой. Пьеса вызвала новую волну споров и публикаций о творчестве Мартина Макдонаха и была удостоена престижной премии Лоренса Оливье в 2004 году.

На пермском фестивале четыре спектакля по пьесе «Человек-подушка» участвовали в конкурсе, одноименный спектакль МХТ в постановке Кирилла Серебренникова был показана во внеконкурсной программе, в качестве   достойного  завершения  театрального праздника.

Череду постановок по самой загадочной пьесе Мартина Макдонаха открыл на фестивале Русский драматический театр Удмуртии (Ижевск). В театрах Ижевска спектакль по современной пьесе – большая редкость, и постановка «Человека-подушки» стала своего рода вызовом, попыткой пробудить зрителя. Попытка удалась – спектакль идет на сцене театра уже третий сезон, и билеты на него «достать» непросто.  

Исполнение роли Катуряна актером Михаилом Солодянкиным признано экспертами фестиваля идеальным; это абсолютное попадание в стиль и настроение макдонаховской пьесы. За сложнейшую, требующую многих психологических и физических усилий актерскую работу (Катурян находится на сцене практически постоянно в течение более чем трехчасового спектакля), Михаил Солодянкин заслуженно получил приз фестиваля за лучшую мужскую роль, а режиссер спектакля Дмитрий Удовиченко удостоен приза за лучший режиссерский дебют. 

«Человек-подушка» Театра старого города (Teater der Altstatt) из Штуттгарта, по мнению режиссера Уве Хоппе и художественного руководителя Катарины Шоль, помимо вопросов насилия в семье, цензуры — которые в некоторой степени актуальны и для вполне благополучной Германии — поднимает важные проблемы отношения общества к искусству, влияния милитаризированных видеоигр и массмедиа на современного человека. Необычная для Германии постановка, по словам Катарины Шоль, расширила аудиторию театра. Когда поступило предложение приехать в Пермь, создатели спектакля были уверены, что их пригласили в Берн, столицу соседней Швейцарии — настолько они не ожидали звонка из российской глубинки. Однако после долгих раздумий было принято положительное решение об участии в пермском фестивале.

Сценография штуттгартского спектакля более чем минималистична. Стены выкрашены в черный цвет и напоминают пространство Театра.doc. Несмотря на лаконичность спектакля и небольшую его продолжительность, режиссер не упустил ни одной из тем пьесы. Сдержанная манера игры придала постановке некую документальность и пугающую достоверность.
  
«В поисках Человека-подушки» – так назвал свой моноспектакль режиссер из Великобритании Леон Кейн. Спектакль был создан им по просьбе Сергея Федотова за восемь дней, однако здесь есть определенная предыстория: Леон Кейн – тот самый режиссер, который в апреле текущего года поставил «Человек-подушка» на сцене пермского театра «У Моста».

«В поисках Человека-подушки» – это театрализованный рассказ о работе режиссера над пьесой. Персонаж, созданный Леоном, занимается разгадыванием смыслов пьесы, размышляет над образом каждого из ее героев, пытаясь понять мотивы его поступков.

Человек-оркестр, невероятно энергичный, харизматичный Леон Кейн – член гильдии режиссеров Великобритании, актер, сценарист, продюсер, музыкант и исследователь английских диалектов и наречий. Последнее обстоятельство, кстати, позволило ему расслышать, распознать в языке этой «неирланской» пьесы характерный для Макдонаха фирменный ирланский юмор.

Профессиональный разбор самой сложной пьесы Макдонаха Леон Кейн сумел превратить в настоящий театральный фейерверк. Находясь в непрерывном монологе с самим с собой, персонаж Кейна чрезвычайно забавно разыгрывает сцены из «Человека-подушки», умудряясь изображать одновременно всех и каждого персонажа в отдельности. Непрерывная череда гэгов нисколько не умалила значимость и глубочайшую серьезность этого вроде бы несерьезного действа. Недаром присутствовавший на представлении Дмитрий Удовиченко после спектакля Леона Кейна сказал, что увидел на сцене отражение и своей собственной работы над тем же материалом. Работа Леона Кейна была удостоена Специального приза вице-президента международного форума монотеатра при международном институте театра (ЮНЕСКО) Нины Мазур.

Завершал конкурсную программу «Человек-подушка» Молодежного театра Сараево в постановке итальянского режиссера Луки Кортина, который увез в одну из главных наград фестиваля – приз на лучшую режиссуру. Сараевский спектакль – премьера пьесы Мартина Макдонаха в Боснии и Герцеговине. Команда исполнителей – Санин Милавич (Катурян), Марио Дрмач (Михал), Эдхем Хусич (Тупольски) и Мирза Дервишич (Ариэль) – по праву получили награду за лучший актерский ансамбль. Марио Дрмач, сыглавший роль брата писателя Катуряна, неофициально признан лучшим Михалом фестиваля за правдоподобное изображение страдающего аутизмом персонажа. Актер, похожий на молодого Кристофера Уокена, обладающий сходной энергетикой, в очередной раз поразил зрителей, сыграв маленькую девочку из притчи Катуряна «Маленький Иисус». Остается добавить, что, характеризуя созданный актером образ Михала, один из гостей фестиваля точно заметил: «В его глазах живет ад».

Подводя итоги фестиваля, можно с уверенностью сказать, что состоялся настоящий праздник театра, каждый день которого был насыщен показами, встречами и дискуссиями. После введения санкций, после отмены мероприятий года культуры Польши в России и отказа ряда европейских театральных деятелей от гастролей в Москве, поразителен сам факт того, что международный фестиваль в Перми состоялся. При этом уровень постановок приятно удивил зрителей и экспертов. Учитывая горячую преданность руководителя театра «У Моста» Сергея Федотова к драматургии Мартина Макдонаха, его заслуги в популяризации пьес «Тарантино от театра» в нашей стране, не остается сомнений, что фестиваль должен был состояться именно в Перми – городе, который, в отличие от мегаполисов, соизмерим соизмерим герою Макдонаха.

Ольга Булгакова

журнал Театрал