Театр у моста - 2014

2014


12.10.2014 Тот самый МакДонах

Над смыслом его пьес задумался не один серьёзный человек, его идеи живут, и будут жить на театральных подмостках, он известен во всём мире. Феномен Мартина МакДонаха стал основной темой лекции Патрика Лонергана - главного исследователя творчества этого ирландского драматурга.

Малый зал быстро заполнился заинтересованными людьми, для которых Патрик приготовил уникальную возможность виртуального путешествия во времени и пространстве. Мы очутились в ирландском театре «Друид», который стал одним из главных героев в этом путешествии. Друид является первооткрывателем таланта МакДонаха. Патрик попытался ответить на один из самых сложных вопросов: «в чём секрет успеха Мартина?».

С 1975 года на друидской сцене ставились пьесы таких известных и талантливых авторов, как Джон Синг, Том Мёрфи и Джон Б. Кин. Ирландский зритель любил их за необычность, незатейливые идеи и тематики, первобытность и некую порочность. Основными темами театральных постановок были мотивы возвращения эмигранта на родину, тонкой грани между любовью и ненавистью и другие.

Первый спектакль, поставленный в театре «Удалец – гордость Запада», имел ошеломительный успех. Зрители заметили Друид из-за этой аутентичной и скандальной постановки, и постепенно театр становится знаменитым. Позднее, труппа побывает с гастролями в Англии, Америке, Австралии.

Первый профессиональный театр Ирландии, основанный вне границ Дублина, взял пьесу Мартина МакДонаха «Красавица из Линэна» (1996) для своего очередного успешного спектакля. Это был дебют драматурга, посредством «Красавицы» зритель узнал и полюбил МакДонаха. Интересно, что можно заметить некое сходство дебютной пьесы Мартина с творениями других авторов, однако в игру вступили совершенно новые для зрителя идеи. Он отличался новизной тем, например, искажённая нравственность (Сиротливый Запад), над которой мы смеёмся, но ловим себя на мысли, что не должны бы. Грубый язык, сосредоточенное внимание на одиноких женщинах и герои-неудачники: всё это было для зрителя в новинку, но вместе с этим он переживает своеобразное ощущение, так называемое «театральное дежавю». МакДонах, как невероятно талантливый творец ярких и глубоких пьес, открыл двери в мир непонятых авторов, которые ставились в Друиде до него. Люди обретают способность иначе взглянуть и на постановки из репертуара, в котором уже нет Мартина.

МакДонах стал вдохновителем ирландского сценариста и драматурга Энди Уолша, создателя «TheWalworthFarce». В основе этой пьесы (2006) легло необычное сочетание трагизма и комизма, столь напоминающие МакДонаха. Именно это сделало постановку популярной и «мощной», как выразился профессор Патрик Лонерган. А всё это благодаря влиянию непревзойдённого Мартина.

На самом деле это далеко не вся информация, которая известна миру о МакДонахе и его заслугах. В одном можно быть уверенным наверняка: как сказал Патрик, в Друиде не ставят Макдонаха, но он живёт там и по сей день. Думаю, что скандальный, но яркий и заслуживающий всеобщего внимания драматург обитает не только в театре, но и во многих сердцах.

Мария Столярова

Юнпресс-Пермь