Театр у моста - 2014

2014


14.10.2014 Многогранная история

Тринадцатое октября запомнился всем театралам и исследователям творчества Мартина МакДонаха, как предпоследний день фестиваля имени известного драматурга. На этот раз стены театра «У Моста» стали безмолвными свидетелями постановки под руководством известного итальянского режиссёра Луки Кортины, «Человек-подушка».

Свой взгляд

Триллер ли это,душераздирающая драма, мрачная и зловещая история, под которую мы засыпали в детстве, боясь страшных существ под кроватью, или это просто пьеса о жестокой судьбе – решать вам самим. В этом уникальном творении МакДонаха каждый видит что-то своё также как и Лука Кортина. Взгляд режиссёра на Человека-подушку оказался нестандартным и совершенно новым. Он привнёс в постановку необычный оттенок, непривычное настроение, добавил несвойственную пьесам МакДонаха стилистическую компетенцию, такую, как кукла. На пресс-конференции он сказал, что кукла – одно из средств выражения. «Куклы обладают магической силой, они способны лучше рассказать историю, чем люди». Лука включил в спектакль приём ретроспективы. Это было поистине гениально, начать с конца. Начать с потухшей свечи…

Искусственная инъекция

Одна из важнейших мыслей, которую хотел передать автор пьесы и режиссёр спектакля, содержится в одной фразе: люди несут ответственность за свои слова. Неважно, поэт, режиссёр, блогер, политик, писатель, как главный герой Катурян (Санин Милавич). Лука Кортина попытался донести до зрителя важную идею через рассказы, звучавшие со сцены. Эти истории печальны и жалки, в них вырисовывается неприятный силуэт жестокости, и зритель чувствует что-то в корне неприятное. «Хватит», - проносится в головах, но слова всё льются кровавыми подтёками со сцены. «Сама пьеса – большой контраст с окружающим миром. И она остаётся под кожей», - говорит Санин. МакДонах умело играет с ощущениями зрителей. Он незаметно делает прививку от всей той безжалостности, изуверства и кровожадности, что происходит перед глазами зрителя. Уникально, он делает это при помощи искусства!

Реинкарнация

Катурян очень хотел, чтобы все четыреста рассказов, которые он написал за всю свою жизнь, сохранились. Он жаждал оставить в этом мире след, частичку своей сущности. Он хотел продолжать жить, несмотря на то, что его ожидала пуля в лоб. Так же, как и его умершие кровожадные родители всё ещё жили в его мрачных рассказах. Мама и папа Миши и Катуряна действительно жили. В глупой жестокости, слепости и отсутствии сострадания. Это что-то вроде реинкарнации. Чья-то душа, иными словами, сущность, продолжает жить. Не нужно жалеть в себе эту чёрную тень. Убивать её. Иначе она убьёт первая.

Задутая свеча

Дежавю. Зритель мысленно возвращается к серому дыму свечи. Этот многогранный образ в постановке значит лишь одно – неизбежность. Надежда умерла вместе с братьями, а её останки сгорели вместе с тёмными рассказами Катуряна, из-за которых умерли невинные ребятишки. В пьесе, МакДонах оставляет лучик света, дав понять, что рассказы на самом деле не были уничтожены. Драматург не делает из своих героев серийных убийц без капли жалости. На самом деле эти братья симпатизируют нам на протяжении всей пьесы… В постановке это было неважно. Свеча задута. Зритель будто бы остаётся ни с чем, лишь наедине со своими мыслями.

Счастливый конец

Хотя спектакль закончился не безоблачно, зрители «У Моста» не остались без впечатления. Хлопали стоя, не хотели отпускать полюбившихся актёров из далёкой Боснии и Герцеговины. Добавлю под конец слова Санина Милавича. «Вы хотели бы вернуться в Пермь?» «Разумеется. В Перми искусство превыше бюджета. Экономика здесь служит искусству, а не искусство деньгам».

Мария Столярова

Юнпресс-Пермь