Театр у моста - 2014

2014


10.11.2014 Передача Павла Подкладова «Маска и душа». Сергей Федотов на радио Подмосковье.

Добрый день дорогие театралы и не только таковые! Я думаю, что сегодняшняя программа будет интересна всем. У нас сегодня с вами на повестке дня разговор о замечательном фестивале, который прошел в Перми и разговор с его инициатором, художественным руководителем пермского театра «У моста», которого вы хорошо знаете. У нас идет немало фестивалей по всей стране и в мире, но бывают такие, которые оставляют особый отпечаток в твоей душе. Хотя, по началу вызывают удивление. Почем же удивление? Потому что в течение недели в октябре месяце в городе Перми состоялась ирландская неделя. Вы можете удивиться, почему ирландская и почему в Перми. Дело в том, что наверное вы слышали о существовании замечательного ирландского драматурга Мартина МакДонаха, или как правильно произносить по-ирландски Мартина МакДона. Так вот этого самого Мартина МакДона, казалось бы ранее малоизвестного, теперь ставят во всем мире, в том числе в России, самые известные театры, так скажем гранды нашего театрального искусства БДТ и МХТ. Открыл этого удивительного тонкого мистического загадочного драматурга Сергей Федотов, который сравнительно недавно, в мае месяце после фестиваля в Мелихово, был у нас в эфире и мы говорили о его театре, о его спектакле. Теперь Сергей Федотов стал хозяином Фестиваля и я, как говорится, на нем был, мед пиво пил. Я шучу конечно, никакого меда и пива не было, хотя иногда угощали ирландскими кушаньями и ирландскими напитками, но это было после самих театральных представлений. Итак, Сергей Федотов – неуемный человек, человек двужильный и упрямый соорудил этот Фестиваль. Еще тогда в мае месяце мы говорили об этом, что где-то в далеком октябре этот фестиваль состоится и он наконец-таки состоялся. Поговорим об этом дивном предприятии, которое стало его детищем. Фестиваль по-настоящему был международным.

Сережа здравствуй!

Добрый день.

Когда мы говорили в мае, я уверенно говорил про Фестиваль, но еще не был уверен внутри, в глубине души я сомневался, потому что огромное количество трудностей сразу свалилось на меня, как только мы придумали Фестиваль. Я до последнего момента не верил, что все получится. Не верил, что все приедут, что мы соберем достаточное количество денег, что мы выпустим книгу. Огромное количество трудностей давили очень тяжелым прессом. И конечно, когда ты приехал на фестиваль и когда мы констатировали, что все театры приехали, вся программа была такой какой была задумана – это было невероятным счастьем, и это связано с Театром «У Моста».

Потрясающая команда, все в едином порыве работали. Все ли сбылось? Абсолютно все или в душе что-то скребет, что что-то не получилось, что-то не сбылось, не сделалось?

Это абсолютно идеальная удивительная ситуация произошла с этим Фестивалем, я уверен, что все также сложится со вторым фестивалем, который будет через год. Все что мы хотели – все получилось абсолютно так, как мы это планировали. Даже успели выпустить первую в России книгу Патрика Лонергана о творчестве МакДонаха перед самым фестивалем. Мы даже успели провести пресс-конференцию и презентацию книги в Москве. На фестиваль приехало много гостей, журналистов, которые были приглашены заранее и приятным сюрпризом был приезд американских журналистов. Все что планировалось – все произошло, я очень рад, что откликнулся наш губернатор В.П. Басаргин. Главная заслуга министра культуры Пермского Края И.А. Гладнева в том, что мы получили первый взнос в 5 млн руб на проведение фестиваля. Благодаря этому мы смогли заранее купить билеты для иностранных гостей, заранее оплатить проживание. А остальные части бюджета, конечно же они уже появлялись походу фестиваля. За это всем нам надо благодарить группу предприятий «ЛУКОЙЛ». «ЛУКОЙЛ» полностью оплатил нам издание книги Лонергана. Нам очень повезло в том, что более 10 лет «ЛУКОЙЛ» является нашим надежным партнером. Он помогает нам с ремонтом театра, оплачивает всю нашу полиграфию. Но особую благодарность хотелось бы высказать за поддержку наших мероприятий, связанных с МакДонахом. Как только руководство «ЛУКОЙЛа» узнало об идее проведения фестиваля, оно незамедлительно подключилось к этому проекту. Друзья Театра «У моста» помогли и мы успели не только афиши, буклеты и программу выпустить, мы еще смогли и на следующий год отправить заявки. Уже во время первого фестиваля нам пришло 7 предложений от других театров из разных стран об участие в Фестивале в следующем году.

Сама судьба способствовала тому, чтобы фестиваль был проведен и даже какая-то мистическая и непонятная встреча с самим МакДонахом у тебя состоялась. В двух словах если можно об этом.

Все знают, что Театр «У моста» - мистический театр.  И в 1988 г., когда театр организовывался, я сразу понял, что буду ставить только классику, и буду ставить классику, связанную с мистикой – это Булгаков, Гоголь, Достоевский. Все время со мной постоянно происходят какие-то мистические совпадения, мистические встречи. И то, что 10 лет назад мы первые в России поставили пьесу МакДонаха «Сиротливый Запад», тем самым открыв для России МакДонаха и то, что после нас огромное количество театров России бросились ставить МакДонаха. Сейчас зная статистику, могу сказать, что сегодня существует более 120 постановок. И все эти вещи происходят мистически. В Праге я неожиданно мистически пришел на спектакль «Сиротливый Запад» и влюбился в МакДонаха, открыл для себя этого потрясающего гениального драматурга. Также перед самым фестивалем я поехал в Ирландию на встречу с Патриком Лонерганом, где мы обсуждали выпуск первой в мире книги о МакДонахе. Книга вышла в Лондоне и никто еще не успел написать более полный труд о МакДонахе чем профессор ирландского университета Патрик Лонерган. Я с ним встретился, мы с ним поговорили о книге, о МакДонахе. Прогуливаясь по улицам Голуэя, я неожиданно увидел Мартина, выходящего из паба. Я окликнул его «Мартин, привет!», он повернулся ответил «Привет, а ты кто?». Я говорю Сергей Федотов, он сказал, что наслышан о фестивале в Перми, и что собирается приехать. Так мы с ним пол часа поговорили. Он меня поблагодарил, что мы в России открыли такое мощное течение и что столько существует постановок. Он сказал, что видел записи в интернете наших спектаклей, они ему очень понравились, и он хотел бы посмотреть их своими глазами на Фестивале. Многие ирландские режиссеры, ставившие МакДонаха, его не видели. Вот такая мистическая ситуация произошла перед самым фестивалем.

Сам Бог велел создать такой фестиваль, и хорошо, что он состоялся. Было ли опасение накануне фестиваля, что не хватит спектаклей, или их сразу было с избытком?

Сразу было больше спектаклей, чем мы могли включить в афишу. По своему опыту, поскольку мы очень много ездим, театр «У Моста» за 26 лет своей жизни побывал на 130 фестивалях, знаю, что идеальная ситуация - это 2 спектакля в день, в крайнем случае 3. Потому что когда больше 2-3 спектаклей смотришь, уже не воспринимаешь спектакли и конечно же нужно было провести фестиваль так, чтоб программа была в день 2 спектакля. И очень жаль, что коллектив из Ирана не смог приехать, они очень хотели. У них был «Человек-Подушка», как ты понял это был явный перебор, так как у нас уже было 4 спектакля по пьесе «Человек-Подушка» и 5-ый моноспектакль режиссера Леона Кейна, который назывался «В поисках Человека-Подушки». Все заявки мы просмотрели и выбирали очень тщательно. Конечно, мы старались чтобы фестиваль был разнообразным. Зрители в первую очередь это заметили и благодарили нас за это. Патрик Лонерган, который посмотрел в день открытия пермского «Калеку с Инишмана», а через два для посмотрел эту пьесу в постановке БДТ, сказал, что не ожидал как пьесы МакДонаха могут раскрываться совершенно в разных, практически полярных режиссерскихнаправлениях. Потому что спектакль БДТ – это крупное полотно, очень яркое, глобальное, получилась сага. А спектакль Театра «У Моста» камерный, он рассчитан на небольшой зал на 200 зрителей, и возникает такая домашняя обстановка настоящая, как будто зрители приплывают на этот остров Инишман и здесь находятся. Патрик сказал, что был поражён, что МакДонах может решаться и так, и так, и так. Мы свою задачу выполнили и показали, как разнообразно можно решать пьесы МакДонаха.  

По началу было несколько непривычно, потому что действительно атмосфера такая несколько мистическая, довольно странная драматургия, особенно в твоей интерпретации, но потом я понял, что МакДонах просто неисчерпаем, как и многие великие драматурги. Я действительно поражался разнообразием подходов к нему. Кстати в связи с этим у меня возник вопрос. После Фестиваля изменил ли ты что-то сам в своем подходе к МакДонаху или остался при своем?

Очень хороший вопрос, такой каверзный. Я принимаю разные театральные системы и если спектакль настоящий, живой, глубокий, то я могу принять и театр абсурда и постмодернизм и символический театр. Здесь была палитра разных спектаклей и например, спектакль ижевского театра меня поразил, и спектакль БДТ удивил меня, потряс спектакль из Боснии и Герцеговины режиссера Луки Кортина. Я понял, что МакДонах необычайно многообразен, но тем не менее я еще раз убедился, что имею свой идеальный ключ к постановкам МакДонаха, и в этом меня убедили как зрители, так и Патрик Лонерган, который сказал, что смотря наши спектакли он вспомнил то абсолютное ощущение, которое он пережил на премьерах ирландских спектаклях театра Друид, который является первооткрывателем МакДонаха в Ирландии и Европе, также признан лучшим интерпретатором МакДонаха. Поэтому я ещё больше убедился, что мой путь – правильный, что мой МакДонах психологически напряженный, трагикомичный, а эти люди, такие странные, которых мы изобрели в МакДонахе, поражают.

Я хочу добавить только что на твоих спектаклях, в частности на «Калеке с Инишмана», зал хохотал. МакДонах пишет комедии, они такие странные, парадоксальные и на спектаклях в театре «У Моста» всегда очень умный смех. Планируешь ли ты еще что-то ставить из МакДонаха?

У меня мечта поставить киносценарий «Залечь на дно в Брюгге», и я думаю, что ко второму фестивалю через год я обязательно ее осуществлю. Конечно, у меня нет таких актеров как Колин Фаррелл и Брендан Глисон, но у меня есть театр. Актеры театра «У Моста» уникальные, они могут решать задачи просто невероятные, как вы могли убедиться.

Твой театр действительно уникальный, начиная с театрального подъезда - совершенно удивительного фойе, и конечно же люди потрясающие, как они работали, просто горели и с утра до ночи. Каждого члена жюри, каждого из тех кто обсуждал фестивальные спектакли кто-то обязательно сопровождал. Это все непосильная работа для хрупких девочек, которые у тебя работали.

Команда еще раз доказала, что можно совершать чудеса и делать невероятные вещи. Конечно это те люди, которые организовывали, рассаживали, и команда моих артистов, которые курировали весь фестиваль. И мой завпост Андрей, который воссоздал полностью декорации с нуля и сделал для восьми иностранных спектаклей. Представляете какая это работа, здесь построены были декорации абсолютно идентичные оригиналам. И в этом плане нас австрийский театр сильно мучал, потому что они просили настоящую печь, для них специально натянули подвесной потолок, а это очень сложная конструкция, требующая особого технического оснащения.Для спектакля мы специально вызывали специалистов. Но все что просили режиссеры и работники театров, мы все сделали досконально. Поэтому я очень рад, что у меня есть такая команда, такой потрясающий Театр. Я, судя по отзывам зрителей и участников, понял, что это чудо.

Ты немного скромничаешь, когда говоришь, что рад что у тебя есть такой театр, ведь ты его сам создал!

Это так!

Я рад, что я придумал эту модель, которая совершенно уникальна. Только что я прилетел с Баку, где проходила международная конференция с 500 участниками из разных стран мира. Я представил доклад по своему опыту: модель театра, которая совмещает театр-лабораторию и театр репертуарный, модель, которая позволяет актерам играть четыре спектакля подряд. У нас проходят тренинги каждый день, у нас существует психо-физическая подготовка артистов. А система репертуарного театра позволяет нам зарабатывать, и благодаря этому мы провели фестиваль. Потому что 5 миллионов вложил Театр «У Моста» в этот фестиваль.

Это удивительно. Я не припомню других таких фактов, чтобы относительно небольшой театр в высоком смысле слова «в провинции» мог вложить в фестиваль 5 млн руб. Это невероятно! Ты утаил, что открыл новую сцену перед фестивалем!

Я не скрываю, об этом везде написано, что новую третью сцену «МакДонаха» на 100 мест над правым крылом Театра, второй этаж мы построили специально для фестиваля.  Это было очень большое подспорье, потому что одновременно мы могли играть в двух - трех местах. В малом зале всегда шли обсуждения, видео показы, мастер-классы, в новом фойе одновременно играли австрийцы, в новом зале играл британский режиссер Леон Кейн и Пражский театр, а на большой сцене в это время монтировались и играли поляки. Благодаря этому, конечно, нам удалось выдержать такой напряженный график фестиваля, мы его провели и все что было запланировано ничего не потерялось.

Я добавлю еще то, что австрийцы играли в фойе - это было грандиозно! Я имею ввиду все в комплексе, потому что я так понял, что это не просто театр «У Моста», а некий город «У Моста».

Да это классно сказано! На время фестиваля - это был маленький город, мы с удовольствием водили зрителей и участников фестиваля, показывали все новые помещения и тот новый зал «МакДонаха», построенный перед фестивалем. И конечно я не скрываю наши возможности, что мы умеем играть по четыре спектакля в день и за прошлый год мы заработали 1 млн евро, благодаря этому мы и фестиваль провели и иностранные режиссеры в театре «У Моста» ставят. И я могу похвастаться, что театр небольшой – 200 мест в большом зале– но до сих пор у нас всегда аншлаги, максимальная цена на спектакли в первом ряду 2000 тысячи рублей, что для провинции очень редкая ситуация.

Это невероятно! Подытоживая разговор о фестивале, я скажу то, что говорил вначале, что без такой двужильности твоей, без твоей неуемности, этот фестиваль не состоялся бы. И только благодаря такой совершенно необычной воле твоей от состоялся, за что я тебе очень благодарен, надеюсь, что второй фестиваль будет традиционным, так ли?

Конечно, через год уже есть 4 театра которые будут участвовать в фестивале, поэтому работа уже идет.

И последний вопрос, выходящий за рамки фестиваля. Я тут на сайте обнаружил информацию, что пермский театр «У Моста» был участником 130 международных фестивалей и что у вас постоянные гастроли. Когда будет что-то в Москве?  Когда наши радиослушатели смогут увидеть этот уникальный Театр?

Совсем скоро, 29 ноября в 19-00, в театре Российской Армии, в рамках фестиваля «Золотой Витязь» мы будем показывать последнюю премьеру театра «На дне» Горького. Поэтому я приглашаю зрителей.

Я очень рад, что мы с вашей радиостанцией подружились и я стал таким частым гостем. Мне в интернете по этому поводу приходят отзывы. Я очень рад, что я с тобой разговариваю на «ты», участвую в этой программе.

Я еще раз поздравляю тебя с уникальным фестивалем, с уникальным достижением небольшого пермского тетра, который, как мы выяснили, стал уже маленьким «театральным городом». Спасибо тебе большое, всего доброго. Это был Сергей Федотов, Заслуженный артист России, Заслуженный деятель искусств России, Лауреат Национальной премии Чехии, Лауреат Национальной премии «Золотая Маска», Лауреат премии Правительства РФ.