Театр у моста - 2014

2014


20.05.2014 По ту сторону занавеса: тайны успеха театра «У Моста»

Интервью с Анатолием Жуковым, ведущим актером театра.

Каждый из нас далеко не раз ходил в театр «У Моста» и с удовольствием наблюдал за действием, происходящим на сцене. Но мало кто знает, что происходит за кулисами, кто они – актеры театра «У Моста»? Правдивы ли слухи о том, что жизнь театра пропитана мистикой? Своими впечатлениями о театре и его руководителе, Сергее Федотове, делится Анатолий Жуков. Актер живет в театре с 2006 года и откроет вам все его тайны.

– Вы работаете в «Театре У Моста» уже восемь лет?

Анатолий Жуков: – Да. Когда-то пытался бросить заниматься театром, но не получилось, и я пришел сюда работать. Вначале меня взяли на должность репетитора по сценическому движению, а потом перевели на актерскую ставку.

– Как проходит день актера Анатолия Жукова? 

А.Ж.: – Как обычно проходит наш день в театре? Это напрямую зависит от того, сколько спектаклей. Допустим, сегодня был «полуночный марафон», а это значит, что мы начали играть спектакль в двенадцать часов ночи, в начале третьего он закончился, потом я пошел домой. Вернулся в театр к часу дня и сегодня нас ждет еще три спектакля. Причем, самое интересное, сегодня четвертое мая, и в пьесе четвертое мая тоже фигурирует. 

– А часто такие мистические совпадения происходят?

А.Ж.: – Бывает. «Ночь Святого Валентина» тоже играют в ночь Святого Валентина, 14 февраля. Да бывают совпадения. Просто вот такие, неожиданные, особенно интересны. Герой приходит в замок графа Дракулы первый раз, и женщина его останавливает, говорит «не ходите, не ходите туда, сегодня четвертое мая, канун дня Святого Георгия, вся нечисть властвует в этом мире!». Интересный будет спектакль.

– Чтобы выдерживать такой график, наверное, нужна нечеловеческая сила? У вас есть какие-нибудь мистические помощники?

А.Ж.: – Мне кажется, в здравый смысл надо верить, пока он тебе помогает, а потом, когда перестает уже помогать, тогда надо спасаться как-то. Видите, здесь же у нас театр молодой. Не потому, что ему мало лет, а потому что здесь постоянно что-то новое происходит. Конечно, здесь сложно работать. Я работал в других командах, и здесь много разных сложностей. Не только в том, что ты постоянно находишься на площадке или в театре. Здесь, когда ты выходишь на сцену, считается только твой лучший вариант. Постоянно повышать планку – вот, что требует усилий. 

– Расскажите подробнее про отношения с режиссером. Например, Ежи Гротовский писал, что актер – это инструмент режиссера в диалоге со зрителем. Вы с такой позицией согласны или считаете, что актер более самостоятелен?

А.Ж.: – Если вы упомянули Ежи Гротовского, то его концепция «искусство как средство передвижения» – это очень интересно. Он сформулировал определенный взгляд на вещи, и этот взгляд начинает в тебе работать. Я долго об этом не задумывался, хотя читал об этом лет пятнадцать, наверно, назад. Смотрите: вы соприкасаетесь с чем-то, не важно, кто вы – зритель, актер или режиссер, и вы не навязываете этому что-то свое, а вы позволяете живой ситуации работать между зрительным залом и сценой, вести вас. Это не значит, что вы не работаете, нет, ваша работа заключается в том, чтобы услышать, прочувствовать, куда ситуация в данный момент вас переносит. Потому что одно дело, что говорит персонаж и в какой ситуации он находится, потом уже в какой ситуации находитесь вы сами, как человек, как актер, в какой ситуации находится зритель, в какой-то ситуации находится режиссер, который выступает в роли дирижера действа. И это на самом деле интересно, потому что невозможно все время только давать, давать, давать, выдыхать – у вас начнет кружиться голова, вам нужно и вдыхать тоже. И это очень важно – научиться вдыхать. Это очень мало кто умеет делать, очень мало. Учебные заведения редко дают возможность наработать опыт общения со зрителем – то, что и называется театром.

– В чем успех «Театра У Моста»? 

А.Ж.: – Мы же говорим именно о театре Сергея Павловича Федотова, это очень важно понимать. Потому что не каждый хороший режиссер способен создать театр. К тому же, Сергей Павлович по природе инноватор. И вы представляете, 25 лет театру, и он 25 лет находится в состоянии открытия. Это требует колоссальных усилий и колоссальной воли, мужества и таланта – как от создателя, так и от тех людей, которые рядом с ним. Открытия – это и новые авторы, которые требуют определенной разработки (как с Макдонахом получилось), это и новые фестивали, и новые проекты, и постоянное обновление, например, здания, и очень много новых идей, которые воплощаются в жизни. Я считаю, что Сергей Павлович Федотов – человек огромной воли и таланта, он человек действия и азартный человек. Все эти качества позволили ему создать такой успешный театр. К тому же, я думаю, Сергей Павлович очень хорошо разбирается в людях. И в этом тоже его огромная заслуга. В театре работает около 150 человек, из них человек 30-40 это актерский состав. И он выстраивает личные отношения с каждым. То есть он очень талантливый руководитель. Это очень ценно. 

– Поделитесь с читателями секретом – как преодолеть волнение перед публикой. Ведь выступать публично приходится не только актерам, но и людям многих других профессий – учителям, менеджерам, студентам…

А.Ж.: – Вообще страх публичности – это второй страх после страха смерти. Мы очень боимся быть опозоренными, боимся, когда на нас обращают много внимания, боимся, что нас будут осуждать. Я думаю, что здесь очень важно, во-первых, понимать, зачем вам все это нужно, и даже если вы этого не понимаете, вы должны это найти. Во-вторых, нужно быть здесь и сейчас. Вы смотрите, скажем, на сайте театра – ага, актер участвует в тридцати спектаклях. На самом деле, это иллюзия, на самом деле существует только следующий спектакль. Больше ничего. Вы же не будете каждый раз вспоминать, как вы шагали раньше, чтобы сделать следующий шаг. Для честного актера важен именно следующий спектакль. Страх чаще всего человека выбивает из «здесь и сейчас», переносит человека в будущее, в котором тот не хотел бы оказаться. Но если вы начнете чувствовать свое тело, свое дыхание, вы откроетесь для восприятия реальности. Вы почувствуете, как жизнь, которая вокруг, которая внутри, вдруг нахлынет на вас. И вы сможете получать от этого огромную радость, и тогда, конечно, ни о каком страхе нет речи. Тогда, возможно, в этой радости, в этой жизни вокруг и внутри вас вы найдете желание и силы двигаться дальше.

http://www.perm.aif.ru/culture/person/1172439