Театр у моста - 2014

2014


10.01.2014 «Рождественские встречи» в театре «У Моста»

В театре «У Моста» с большим успехом уже 15-й год прошел проект «Рождественские встречи», который с большим нетерпением ожидали и постоянные поклонники театра «У Моста», и те, кто пришел сюда впервые. И не напрасно... Ведь только здесь они смогли побывать в настоящем Мистическом Закулисье, посетить знаменитую Комнату Ужасов и Пекло Хапуна, повеселиться и поучаствовать в конкурсах, а в зрительном зале встретиться с самим Хапуном и другими героями спектакля по пьесе В.Ольшанского «Хапун».

Еврейский чёрт и Рождественское чудо

Безусловно, проект «Рождественские встречи» в театре «У Моста» является самым популярным у пермяков. Каждый Новый год с 28 декабря по 12 января зрители могут побывать за кулисами театра, посетить комнату ужасов и мистический музей. Но главный элемент «Рождественских встреч» — это всегда неожиданная премьера. На этот раз выбор художественного руководителя театра Сергея Федотова пал на пьесу Виктора Ольшанского «Хапун».

«Хапун» — очень светлый и легкий спектакль, органично сочетающий мистику и юмор. По сюжету действие происходит в малороссийской деревне Новая Каменка. В еврейский праздник Йом-Кипур (Судный день) «особый еврейский черт» Хапун уносит владельца деревенского шинка (питейного дома) Янкеля за его грехи. Однако, предприимчивый еврей заключает с Хапуном пари, что если черт через год найдёт в деревне ещё более грешного человека, то Хапун не только вернёт его в деревню, но и возместит все убытки за время его отсутствия. В то же время Филипп — деревенский мельник, получивший богатое наследство от дядьки-утопленника, призрак которого часто является Филиппу, разрывается между женитьбой «по любви» на дочери вдовы Гале и «по-расчёту» — на дочери богача Мотре. Поддавшись жадности и советам своего приятеля, отставного солдата Харитона, он прибирает к рукам шинок Янкеля. Его действия привлекают внимание Хапуна, черт отпускает Янкеля и забирает Филиппа. Однако, мельника, как водится в театре «У Моста», спасает чудо...

Несмотря на обилие мистических событий, спектакль заставляет скорее смеяться, чем трястись от страха. Единственный страшный момент спектакля — появление призрака дядьки Филиппа, подталкивающего его на верный путь.

Даже сам Хапун — главный отрицательный персонаж выглядит достаточно забавно. Чёрт носит пейсы и ермолку, азартно спорит, обладает талантом перевоплощения и лихо отплясывает под народные мелодии. Актёрам (Сергей Мельников, Андрей Молянов, Андрей Одинцов) удалось создать яркий и интересный образ.

Говоря об игре актёров, хочется отметить игру Мельника (Валерий Митин, Никита Петров, Николай Солдаткин), сумевшего показать запутавшегося в себе и испорченного деньгами человека. Интересен образ, созданый исполнительницей роли Галины (Виктория Проскурина, Алевтина Боровская, Анастасия Муратова) — девушки одновременно горячо любящей Филиппа, но при необходимости способной постоять за себя, такой, что «коня на скаку остановит и в горящую избу войдёт».

Финал спектакля довольно оптимистичный и светлый: любовь сильнее власти денег и жадности. Она может спасти запутавшегося человека, вывести его на верный путь и даже вырвать из лап самого чёрта. Однако, согласитесь, что в жизни не всегда так получается. Но на то она и рождественская сказка, чтобы дарить людям надежду на лучшее и помочь поверить в чудеса, которых нам так не хватает в обычной жизни.

Константин Кадочников

Остается добавить, что театр «У Моста», как всегда, удивил: за время проведения 34 так популярных у пермяков и жителей края «Рождественских встреч», а это самое большое количество Новогодних мероприятий в городе, театр посетило 7 тысяч человек.

Что бы кто ни говорил, а верить в чудо хочется. Особенно в начале Нового года. Что все обязательно наладится, что прошлые промахи останутся в прошлом, а сам ты станешь лучше и чище. Как будто бы тоже новый.

Именно эта тема и стала лейтмотивом нового спектакля театра «У Моста». Вот уже на протяжении 15-ти лет пермский театр «У Моста» (ул. Куйбышева, 11) в первые две недели Нового года устраивает рождественские встречи. Это очень своеобразное действо, сочетающее в себе новый спектакль (непременно чудесного содержания), танцевально-игровую программу, экскурсию по святая святым — мистическому закулисью самого таинственного театрального мира, где помимо гримерок, хранилищ декораций, мастерских, можно посетить «Мистический музей» театра и увидеть театральную декорацию изнутри. Более того, в рамках Рождественских встреч также можно посетить знаменитую «комнату ужасов» — эксклюзив театра, единственный в мире живой лабиринт страха и мрака.

По традиции, специально для Рождественских встреч в театре ставится премьерный спектакль. Не стал исключением и 2014 год. На этот раз неутомимый режиссер-постановщик Сергей Федотов, выбрал для постановки пьесу Виктора Ольшанского «Хапун». Это драматическое переложение малороссийской сказки Владимира Короленко «Судный день». Действие происходит через десять дней после еврейского нового года, который празднуется ранней осенью, в день празднования Иом-Кипура (дня очищения). Христиане прозвали этот день «судным днем» — существует поверье, что в Иом-Кипур еврейский черт, Хапун, хватает (хапает) и уносит из синагоги одного еврея — самого жадного, самого хитрого и бессовестного.

Спектакль получился яркий — даже слегка страшноватый (что придает спектаклю колорит притчи, мифа), и очень смешной. Федотов не боится юмора в своих постановках, и каким-то чудом все это не превращается в балаганщину, а лишь подчеркивает современность затронутых в спектакле проблем. На Филиппа (Валерий Митин, Никита Петров), местного мельника, неожиданно сваливается богатство, и молодой человек почти по-гамлетовски начинает метаться между деньгами и личным счастьем.

Хапун (Сергей Мельников, Андрей Молянов) в спектакле вышел гротескным и, как ни странно, очень человечным. Высвечена дуальность образа — подчас кажется, что это не бес, а ангел карающий, настолько сильны его принципы справедливости. Но так ли уж неизбежен его карающий меч? Сильна вера человека в покаяние, раскаяние и прощение. И шанс такой дает любовь.

Образами, несущими любовь, в спектакле являются женщины — Янкелиха (супруга новокаменского шинкаря Янкеля, который стал первой жертвой Хапуна) и Галя (дочь бедной вдовы, невеста Филиппа). Образы совершенно разные, но пронизанные светом. Галя (Виктория Проскурина, Алевтина Боровская), женщина из породы тех, что «коня на скаку остановит», но при этом с первого взгляда верится в ее доброе сердце и необъятную душу. Пронзительный монолог обезумевшей Янкелихи (Анастасия Муратова, Ирина Вольных) сперва кажется выбивающимся из общей канвы, но после финального аккорда без труда прочитывается его логика и высочайший смысл — именно настоящая бескорыстная любовь способна отвести человека от греха.

Украинская стилистика в спектакле передана очень точно, поскольку хорошо знакома режиссеру. Известно, что Сергей Федотов пристрастен к Гоголю и украинские спектакли по бессмертным произведениям классика («Панночка» и «Вечера на хуторе близ Деканьки») давно считаются жемчужинами театра «У Моста». Более того, Федотов мастерски использует пространство родной сцены: звук хлопающих крыльев Хапуна эхом неизбежности отдается в ребрах зрителя; игра светотени — как отражение душевных метаний главного героя Филиппа. Камерность зала обволакивает зрителя, втягивает его и завораживает происходящим по ту стороны рампы.

Отметим, что хорошей традицией стали не только сами рождественские встречи, но и то, что такие спектакли входят в постоянный репертуар театра. Так, полюбились зрителям и не уходят со сцены «Дракула» и «Франкенштейн». Поэтому есть надежда, что, несмотря на окончание рождественского проекта этого года, поклонникам театра еще представится возможность посетить спектакль «Хапун», который прошел 34 раза подряд. Уже сейчас в интернете появились такие просьбы от зрителей.

 

Кира Вишнякова