Театр у моста - 2014

2014


04.02.2014 У фестиваля «CHELоВЕК театра» появляются постоянные участники и авторы

МакДонах forever.

Пермский театр «У Моста» в особом представлении не нуждается. Челябинские театралы помнят его еще по первым показам «Камераты». Правда, в этот раз на «Камерату» Федотов с труппой приехать не смогли, зато теперь решили взять реванш и привезли одну из лучших работ — спектакль «Безрукий из Спокэна», в свое время номинированный на «Золотую маску».

«Безрукий» вместо «Замка»

Впрочем, судя по всему, для театра награды — не самоцель, есть нечто гораздо более важное. О фестивале и о важном беседуем с худруком пермского театра Сергеем Федотовым.

— Почему решили поучаствовать в фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА», ведь это мероприятие не подразумевает наград?

— Театр «У Моста» — это прежде всего театр-лаборатория. Он существует в логике исследования, мы постоянно находимся в поиске свежих решений и прочтений. Без участия в различных фестивалях, куда съезжаются любители и профессионалы, так или иначе связанные с театром, исследовательский подход невозможен. За 25 лет, что существует театр, мы побывали на 124 фестивалях — это бесценный опыт, и не в наградах дело. Гораздо важнее обратная связь, та энергетика, которая исходит от нашего зрителя. Мы всегда добиваемся того, чтобы наш зритель включался в эмоциональную работу на наших спектаклях. И чем строже, пристрастнее этот зритель — тем дороже отклики.

— Почему выбрали к показу на фестивале «Безрукого» МакДонаха, а не «Замок» Кафки? Фестиваль позиционируется как лаборатория, т. е поиск чего-то нового, но в репертуаре вашего театра все семь пьес МакДонаха, а Кафка только один.

— «Замок» — очень сложный в сценическом плане спектакль. Не уверен, что его вообще можно куда-нибудь вывозить с родной сцены. Он стал для меня своего рода экспериментом, которым я горжусь. Однако фестиваль «CHELoВЕК ТЕАТРА» — это фестиваль именно камерного театра. Камерные площадки я считаю идеальными, поскольку на них актеры могут создать уникальную атмосферу. И «Безрукий из Спокэна» — идеальный спектакль для камерного фестиваля. Задействовано четыре актера, одна неизменная декорация. Кроме того, «Безрукий из Спокэна» — одна из лучших наших постановок по МакДонаху. Мы были первыми, кто поставил ее в России, и спектакль сразу же попал в число номинантов «Золотой маски».

Тайна золотого ключика

За два года «CHELоВЕК ТЕАТРА» завоевал не только постоянных участников, но и постоянных авторов. МакДонах уже второй раз незримо присутствует на фестивале. В прошлом году его представлял нижегородский театр «Zоопарк». Ребята привезли постановку по пьесе ирландского драматурга «Человек-подушка», которая вызвала большой интерес публики и критиков.

— Вы являетесь первооткрывателем МакДонаха в России. Говорят, что у вас есть особый «ключик» к постановке МакДонаха. Раскройте секрет: что самое главное в работе над его пьесами?

— МакДонах — единственный среди современных драматургов является продолжателем классических традиций. У макдонаховских странных героев, иногда существующих на грани добра и зла, тем не менее очень сложный и богатый внутренний мир. И это большая редкость, потому что в современных пьесах чаще всего встречаются сюжеты и люди без прошлого, без особых примет и без загадки. МакДонах — уникальный драматург, очень сложный, многослойный. Он не терпит примитивного подхода. Его пьесы нельзя трактовать однозначно, как триллер, черную комедию или цирк — именно такую ошибку часто допускают многие режиссеры. Его драматургия — невероятно высокого уровня, и, как истинное искусство, она включает в себя несколько этажей. Обозначить и раскрыть их все — вот задача режиссера. Точнее понять и поставить этого великого драматурга мне помогло то, что я, в основном, ставлю классику и ориентирован на поиск мистики. Мистики не в плане чертовщины, а в плане незримо глубинного, интуитивного, подсознательного.

Не выйти в тираж

В свое время, три года назад, Сергей Федотов приобщил к МакДонаху и челябинский театр, поставив в Камерном театре пьесу «Красавица из Линэна».

— В репертуаре вашего театре все пьесы МакДонаха, плюс к этому вы ставили этого автора и в других театрах. Как избегали штампов?

— Все пьесы МакДонаха — очень разные. Безусловно, их объединяет гротеск, потрясающий юмор и глубина характеров, но это абсолютно разные судьбы, каждый герой со своей болью. Штампов избегать легко, когда ты прислушивается к автору, ставишь то, что он заложит в текст, а не себя как режиссера. Мы к каждой новой работе подходим со всей тщательностью, ищем новый рисунок спектакля, новые сюжетные прочтения. Я несколько лет веду авторские тренинги для актеров, которые позволяют им избавиться от внутренних зажимов и штампов. Это упражнения на внимание, на воображение, на внутреннюю и внешнюю динамику атмосферы, на импровизацию. Все эти составляющие помогают освоить новую манеру актерского существования — оригинальную, парадоксальную, гротесковую. И благодаря этому спектакль никогда не повторяет сам себя — будь то игра на родной сцене в Перми или постановка в другом городе.

— Ваш театр иногда называют авторским, в нем особый подход к работе. По какому принципу приглашаются разовые режиссеры? В частности, как вы оцениваете последнюю работу в своем театре — «Человек-подушка» в постановке Леона Кейна?

— В своей жизни я доверяю интуиции. Я верю, что есть высшие силы, которые постоянно присутствуют рядом со мной, помогают и подают знаки. Со всеми режиссерами, которые работали над постановками в театре «У Моста», было именно так: с легендой польского театра и кино Кшиштофом Занусси, греческим режиссером Василисом Лагосом. Доверился я своей звезде и при выборе англичанина Леона Кейна для постановки седьмой пьесы Мартина МакДонаха «Человек-подушка». Актеры в моем театре умеют работать в разных театральных эстетиках. Я уверен, что Леон Кейн, как творческая личность и как англоязычный режиссер, сумеет извлечь и донести до актеров и, главное, для зрителей, все скрытые подтексты пьесы. Это позволит создать более психологический спектакль. Премьера спектакля будет приурочена к Первому международному фестивалю Мартина МакДонаха, который мы проводим в театре «У Моста» в октябре 2014 года.

 

http://vecherka.su/katalogizdaniy/?id=51273