Театр у моста - 2014

2014


17.01.2014 Смех. Абсурд. Действительность

В декабре репертуар театра «У моста» пополнился спектаклем «Замок», по мотивам одноименного незаконченного романа Франца Кафки. Этот писатель известен как самая странная и неоднозначная фигура в европейской литературе ХХ столетия. «Замок» — спектакль о бесконечном пути, о жажде свободы, который оставляет зрителя в глубокой задумчивости.
 
Эта премьера для театра «У Моста» — отнюдь не эксперимент. Избрав для постановки литературное творчество Франца Кафки, художественный руководитель театра Сергей Федотов не нарушил традиции. Кафка — писатель не менее загадочный, чем излюбленные авторы «У Моста». Как и Гоголь, он обращается к теме «маленького человека», как Булгаков, придает большое значение мистике. Франц Кафка работал в абсурдистском направлении. Автор лишает события причинно-следственной связи, демонстрирует нелепость и бессмысленность человеческого существования. Именно эта особенность вызывает наибольшие трудности при чтении и, тем более, при постановке спектакля. Каждый читатель или литературовед интерпретирует роман по-разному, видит свои смыслы. Однако режиссер при всей причудливости, «сонности» содержания сумел донести идеи и проблемы, которые изобразил Кафка.
 
Немного о сюжете. Главный герой спектакля — землемер, молодой человек по имени Господин К. (Валерий Митин) прибывает в Деревню, расположенную недалеко от Замка, в который он намерен попасть, чтобы получить работу. И здесь, словно бесконечная полоса препятствий, перед героем одна за другой возникают различные трудности. Дорога к Замку уводит К. ещё дальше от него и вовлекает в совершенную путаницу. К. находит возлюбленную, но она, не в силах вынести напряжения и отчаянной борьбы своего избранника, практически сразу покидает его. Жители Деревни, которые никогда не контактировали с представителями Замка, смиренно преклоняются перед ними. Их предрассудки и бюрократические казусы, мистические ситуации делают К. бессильным, «маленьким человеком».
 
Время в спектакле идёт быстро, но сам К. не замечает этого, а узнаёт об этом от других героев. Этот приём создаёт атмосферу сна, загадочности и вымышленности происходящего.
 
Не менее важная фигура в спектакле — господин Кламм, «большой» человек из Замка. Он — сила, противопоставленная землемеру, которая будто воплощена во всех действующих лицах. Даже невеста землемера Фрида (Виктория Проскурина) говорит: «Да здесь везде один Кламм!». Сам он на сцене так и не появляется, однако его гнетущее присутствие ощущается как героями спектакля, так и зрителями. Отношение жителей к Кламму олицетворяет состояние изображаемого общества — полное отсутствие свободы и границ между общественной и личной жизнью, несправедливость, слепое подчинение, бесполезную бюрократию.
 
Именно встреча с Кламмом становится для К. навязчивой идеей. Это недостижимая цель, совершенно не соответствующая установленным порядкам, внушает жителям Деревни страх и неприязнь к главному герою, делает его изгоем.
 
Как и сам роман, спектакль не лишен юмора. Однако, каждая комичная ситуация обнажает горькую правду. Например, когда землемер добился встречи с чиновником из Замка, тот располагался на своей постели, намного выше К., и, закончив разговор, словно капризный ребенок, уселся на руки К., чтобы спуститься вниз. Смех. Абсурд. Действительность.
 
Замок — преграда, которая разделяет два мира. Один мир, воплощенный в Кламме — абсолютно непроницаемый и незыблемый, а другой — мир усталых и притесненных, отчаянно устремленных к цели Землемеров. Здесь не возможно не вспомнить строки из рассказа Леонида Андреева «Стена», схожего проблематикой с «Замком»: "Отдай мне себя самого!"— кричит прокаженный, но стена, лживая и подлая, молчала«.
 
В ближайшее время зрители смогут увидеть спектакль «Замок» в театре «У Моста» 11 и 12 февраля.
Вера Плехова