Театр у моста - 2013

2013


26.07.2013 Счастливые знаки Сергея Федотова

Бессменный художественный руководитель пермского театра «У Моста» Сергей Федотов рассказал, чем знаменитый мистический театр будет удивлять зрителя в Юбилейный 25-й сезон.
 
Сергей Павлович, в июне Пермь посетил греческий режиссер Василис Лагос. С чем связан этот визит?
Я обещал зрителям, что 25-й юбилейный сезон будет полон сюрпризов, и сдержал обещание. Приезд Василиса — огромное событие и для театра , и для нашего города — потому что за всю 290-летнюю историю Перми у нас никогда не ставил спектакли греческий режиссер. Василис начал репетиции спектакля «Эдип-царь» по пьесе Софокла. Это была моя мечта: три года назад мне приснилось, что я должен поставить греческую трагедию. Поскольку в театре «У Моста» все мистическое — и спектакли в том числе — идея поставить ту или иную пьесу , всегда приходят извне, по знакам свыше. Так получилось и в этот раз. Наша режиссерская лаборатория проходила в Греции. Началась она в Афинах, потом продолжилась в Дельфах- на родине Театра. И именно в Дельфы к нам приехал Василис Лагос — один из лучших режиссеров Греции. Василис владеет уникальной методикой: он объединил традиции греческого эпического театра и современные поиски школы Ежи Гротовского, он для нас провел Мастер-класс по своей системе и я понял, что он именно тот, кого я искал три года.
 
Чего же не хватало Вам как режиссеру до встречи с Василисом?
Поставить древнегреческую трагедию невероятно сложно. В России греческая трагедия практически не идет — лишь изредка появляется какой-нибудь спектакль, который чаще всего бывает неудачным. Я не помню, чтобы где-то появилась событийная ,масштабная постановка. Все потому, что для актеров это совершенно иная модель театра.
Русский театр по природе своей психологический, все построено на общении друг с другом на сцене. Греческий театр другой, там актер разговаривает с богом, улетает в космос — главная цель, как бы «отречься» от себя, спектакль является ритуалом, богослужением. А в русском театре, наоборот, нужно все пропустить через себя. Греческая трагедия — это «гипноз», он действует на зрителя не текстом, а энергетикой. В этом плане театр «У Моста» близок греческой драматургии. Но тем не менее мы никогда ее не ставили . Я уже предвкушаю реакцию нашего зрителя! Благодаря сотрудничеству в Василисом Лагосом мы получим уникальную возможность исследовать и воплотить греческую трагедию по всем канонам, ведь ее невозможно сыграть изучая законы по книжкам. Когда Василис рассказывал про стиль игры и природу чувств в греческом театре, мы понимали ,что это почти «колдовство».
Следом за Лагосом приедет французский театр из Гренобля во главе с режиссером Брюно Тиркюиром, который поставит у нас совместный русско-французский спектакль «Секрет деревьев». Французский театр имеет свои отличительные черты: он легкий, подвижный, метафорический, он подобен брызгам шампанского.
А 7 октября,в свой День рождения, когда нам исполнится 25 лет, мы ждем в гости польский, чешский, эстонский и греческий театры — это будет грандиозно.
 
Вы всю жизнь посвятили театру, наращиванию режиссерского опыта. Что же послужило для Вас знаком к созданию именно мистического театра в Перми?
Создание мистического театра для меня было закономерным. Есть такие стихи : «Каждый выбирает по себе — женщину, религию, дорогу ...» Так же и театр.
Многие знают, что Пермь мистический и странный город. Недалеко находится Молёбка, куда часто наведываются НЛО. В Перми жил писатель Борис Парстернак. Через Пермь проходил Сибирский тракт, по которому гнали декабристов ... Мне часто предлагают эмигрировать в Чехию, но я отказываюсь, потому что не представляю себя без Перми. Когда я ставлю спектакль, например в Праге, целый месяц мне все интересно, все меня забавляет, но потом, вдруг начинаю скучать и тосковать, меня тянет домой . Пермь — магнетический город. Не случайно Сергей Дягилев провел здесь юность, не случайно во время войны балет переехал из столицы именно в Пермь.
 
То есть, вы всегда с мистикой?
Мне постоянно выпадает число 13- "чертова дюжина«,но для меня это всегда счастливое число. С ним связаны многие счастливые моменты жизни: у меня сын родился 13 числа, а когда мы играли «Калеку с Инишмана» на «Золотой Маске» в Москве, и нас поставили на 13 апреля, я сразу понял, что «Маска» будет наша — так и получилось.
Со мной с детства случались странные вещи, в возрасте 12 лет я дважды чуть не погиб на стройке, где работал вместе с отцом , но благодаря совершенно мистическим обстоятельствам , выжил. Когда мы в 1990 году выпустили спектакль «Панночка» по повести Н.Гоголя «Вий», то в наш город стали сьезжаться самые различные черные, белые маги и даже колдуны. Я встречался с экстрасэнсами, которые открыли мне, что я совершенно уникальный человек, потому что в дате моего рождения «собралось» сразу пять единиц — а ведь достаточно трех единичек, чтобы считать человека из ряда вон выходящим. Кроме того, мне сообщили ,что наш театр находиться на самом пересечении магических и астральных параллелей .
 
Чем вы можете объяснить неисчерпаемую любовь зрителя к театру «У Моста»? Интересом к мистике?
Ни в коем случае. Наоборот, очень многих это пугает, и они не ходят в театр "У Моста«,именно потому, что наслышаны о якобы происходящей здесь чертовщине. Люди думают, что мы заигрываем с Дьяволом. Но когда такого человека все-таки удается заманить к нам, то он сам начинает понимать, что наши спектакли излучают энергию света — они о потустороннем, но не о дьявольском. По ту сторону реального мира есть и темные, и светлые силы. Театр «У Моста» всегда обращается к светлым силам, мы верим в бога. «Панночка» у нас идет уже 23 года, сыграно более 2800 представлений, но в конце каждого из них, несмотря на то, что Панночка все-таки убивает Хому, у зрителей всегда остается ощущение света. Возникает катарсис, и часто зритель плачет светлыми слезами.
Все наши спектакли разные, мы изучаем природу чувств автора досконально . Зритель приходит в театр и словно попадает в магический мир Булгакова или Гоголя. А когда человек в театре переживает сильные чувства, испытывает катарсис, он непременно начинает делиться с родными и знакомыми ,а слухи об уникальном театре очень быстро распространяются и улетают далеко за пределы родного города. В одной пермской газете опубликовали социологические исследования, которые показали, что в нашем огромном городе, практически нет ни одного человека, который не слышал бы о театре «У Моста» — даже если он там никогда не был. Я заметил, что в нашем театре люди никогда не сидят, полностью откинувшись на спинку кресла, не разваливаются со скучающим видом , что часто приходится видеть в других театрах. Зритель театра «У Моста» всегда приходит к нам осознанно, не «организованный» классным руководителем или профкомом, а сам по своей воле и он всегда заинтересован, он знает, что его будут удивлять и он готов удивляться.
 
Все знают, что в городе проходит фестиваль «Белые ночи», чья культурная программа довольно сомнительна, и в то же время мало кому известно о приезде выдающегося режиссера Василиса Лагоса. Как Вы считаете, это справедливо?
«Белые ночи» — это дорогое, но совершенно бессмысленное удовольствие для города, это пустая трата денег ,и я это говорил неоднократно. Меня ужасно раздражает, что всего лишь за месяц на этом фестивале сгорает 230 миллионов рублей, а через неделю после его окончания , никто не вспомнит, что там происходило, потому что смотреть-то было нечего. За 230 миллионов можно было уже три раза построить новый театр для Балета Панфилова! Для сравнения, бюджет театра «У Моста» 23 миллиона в год. Мы играем до 70 представлений в месяц, выпускаем 4-5 премьер, за сезон проходит 620 спектаклей.
 
Что же для Вас дорогое удовольствие?
Для меня дорогое удовольствие — это вывозить свой театр на фестивали за рубеж, потому что это на самом деле очень дорогое удовольствие, так как никто на это финансов не выделяет. Но это вложение денег имеет смысл. Потому что, благодаря этим 116 фестивалям, которые обьездил театр «У Моста», нас знают и в России и в Европе. В журнале FORBS рейтинг, где Театр «У моста» вошел в десятку лучших театров России. Выезжая на фестивали мы имеем возможность быть постоянно в курсе всех новых театральных веяний. Практически 100 фестивалей мы посетили за свой счет. Лишь после получения «Золотой маски» нам стали немного помогать финансово, до этого в поездки мы вкладывали наши собственные, заработанные от спектаклей средства.
Еще одно дорогое удовольствие — это автомобиль. Для меня машина — это мой источник вырабатывания энергии. За рубежом я очень скучаю по своей машине. Когда после постановки в Праге, я возвращаюсь в Пермь, я сажусь за руль и могу ездить целую ночь.
 
Исполнилась Ваша мечта о греческой трагедии, остались ли у Вас неисполненные мечты?
Теперь у меня следующая мечта — поставить «Замок» Франца Кафки. Он не дописал свой роман, и мне придется придумывать его окончание. К этой цели я иду уже 5 лет, «Замок» — совершенно невероятная, космическая вещь, его очень сложно поставить, но я упорно готовлюсь и совсем недавно во сне я увидел свой «Замок».
 

Журнал «Дорогое удовольствие». № 6 (14) июль-август 2013