Театр у моста - 2013

2013


29.07.2013 Тайна театра Федотова. Театр «У Моста» вновь покорил Прагу

В начале июля в Праге в честь 25-летия театра «У Моста» состоялся фестиваль лучших спектаклей театра. На сцене пражского театра Комедии с грандиозным успехом были сыграны «Панночка» по Н.Садур, «Женитьба» по Н.Гоголю, «На дне» по М.Горькому, «Безрукий из Спокэна» и «Калека с Инишмана» по М.МакДонаху. Режиссер-постановщик спектаклей — основатель и художественный руководитель театра «У моста», Заслуженный артист России, Заслуженный деятель искусств России, Лауреат Национальной премии Чехии, Лауреат премии «Золотая Маска», лауреат Премии Правительства РФ — Сергей Федотов в этом году празднует 30-летие своей творческой деятельности.
 
Максим Горький никогда не был моим любимым автором. Так же, как и Маяковский. Наверное, из-за учительниц «русской словесности», которые в наши ученические головы прямо вталкивали этих авторов, без нашего спроса. Много позже я узнала, что Маяковский — автор самых пронзительных строк о любви. А Горький? Он тоже оказался очень неординарным, сильным и, одновременно, ранимым, его я до сих пор изучаю...
И вот в таком процессе моего «изучения» в Прагу приезжает театр из Перми с премьерой: «На дне» М. Горького. Ну как не пойти! Тем более что я тоже пермячка.
Зритель, идя на этот спектакль, — в театр, который называет себя «мистическим, авторским» — собирается увидеть все же нечто классическое. Да вот она, классика! Сложный вопрос — что же это такое? Мы инстинктивно ощущаем классику, но выразить и определить довольно трудно: что делает произведение классическим. И может быть, это череда испытаний, через которое проходит данное произведение. Увидела актеров в гражданском облачении — молодых, веселых, современно одетых, — понятно сразу, что они лишены жизненного опыта (подумала я с иронией), не для каждого будет роль по уму и сердцу...
И вот первое удивление: все, что было сыграно на сцене, — реально. Ярко. Непостижимо образно. Ах да, это называется творческим перевоплощением...
Явилось и второе удивление: неизбитый, «неучительский» взгляд на вещь. И знаете, это как в музыке: полифония. В пьесе участвуют тринадцать актеров, все они на сцене и все они... живут! Нам, зрителям, удалось увидеть «кусок жизни» людей со дна...
У каждого поколения — свой Шекспир. И, наверное, — свой Горький. И свой Булгаков. И, с позволения сказать, свой МакДонах. В подвижном современном мире культурное поколение не совпадает с биологическим.... Однако, то, что было усвоено в школе, мешает видеть в этом живую жизнь. Тот, кто решается на сильный поступок: перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. Читать главные книги мировой литературы — это все равно что пересматривать снова свою биографию. Если не свою — то своей родины.
Свой театр художественный руководитель Сергей Федотов называет «мистическим». Так оно и есть. Что, если не мистика, объединяет людей разных возрастов, разного образования, разных темпераментов в одну цельную вещь? В пьесу, которую актеры... — о нет, не играют, они вершат на сцене жизнь. Я не думаю сейчас об «учителе Станиславском», и я не думаю в данную минуту о Михаиле Чехове, «учителе» Федотова. Потому что Сергей Федотов — слишком самостоятельный человек. И он все сам знает о том, каким быть настоящему театру.
После спектакля я узнала, что актеры для более верного воспроизведения пьесы ходили в пермские ночлежки, узнавали жизнь людей «на дне» по истинным историям.
Виват, Максим Горький! Трудная жизнь, к сожалению, продолжается.
Виват, Сергей Федотов! Вы нам показали эту жизнь, дали нам возможность сочувствия и сострадания. Со-Принадлежности. А это и есть истинная суть настоящего искусства.
Истинное — по-английски Genuine. Как близко к понятию Genius, не правда ли? Вот мы и «докопались» до самой тайны. Театр Федотова — гениальный, а как он это делает — мы не знаем. Наверное, мистика...
 
 
Лариса Дашкова, Чехия, Прага
 

Газета «Мой город — мой район» № 12 от 26 июля 2013 http://mg-mr.ru/791/