Театр у моста - 2013

2013


17.08.2013 Мистика и вера

Сергей Федотов: «Мы никогда не играем в поддавки, не делаем пародии и шаржи, понятие „как бы“ не для нашего театра. Мы все делаем по правде.»

Худрук театра «У моста» Сергей Федотов рассказал о своем отношении к вере, предрассудкам и творчеству
Беседовала Екатерина Вохмянина
 

Мы встретились с Сергеем Павловичем в самом театре. Не раз бывав в нем, в том числе и на «Рождественских встречах», я ожидала от кабинета художественного руководителя какой-то мистичности, экзотики. Но, к моему удивлению, ни чучела черного ворона, ни атрибутики таинственных ритуалов я не увидела. Светлая комната, длинный стол переговоров, очень много книг. Сам Сергей Федотов улыбчив и приветлив, без напускной таинственности. Голос худрука негромкий и глубокий, как раз такой, каким лучше всего доносить до других людей свои мысли и УБЕЖДЕНИЯ.

— Сергей Павлович, меня давно волнует один вопрос, связанный с театром «У моста». У вас даже в тех спектаклях, где, казалось бы, нет места для мистики, она все равно проскальзывает. Как так получается?
 
— Я УВЕРЕН, такого не бывает, чтобы в пьесе или другом литературном произведении ВООБЩЕ не было мистике. Мы изучаем эту тему уже 25 лет, и выясняется, что в любом художественном произведении, ЕСЛИ ОНО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ есть мистика. Конечно она проявляются ВЕЗДЕ совершенно по-разному, но, тем не менее... Например, наша последняя премьера «На дне» вызвала очень БОЛЬШОЙ резонанс, много было УДИВЛЕННЫХ откликов и рецензий. Никто не ожидал, что в этой пьесе тоже окажется мистика. Ну а как? Когда ВНИМАТЕЛЬНО вчитываешься, понимаешь: как же ей не быть? Анна умирает, в доме уже присутствует НЕВИДИМАЯ смерть, а люди в ночлежке занимаются своими делами, пытаются найти смысл жизни. Когда же смерть ее забирает, они долгое время этого не замечают. Она лежит мертвая в той же комнате, а они так же живут и продолжают РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ.
Я могу сказать, что в первые годы нашей работы было очень много скептических высказываний о том, что этой темы нам хватит на пару лет. «Поиграетесь-поиграетесь и будете ставить нормальные пьесы». Но вот уже 25 лет театр работает в этом направлении, и, чем дальше мы погружаемся В ЭТУ ТЕМУ, тем ОТЧЕТЛИВЕЕ видим, что ЕСТЬ ЕЩЕ БОЛЬШОЕ количество мистических писателей НАМИ НЕ ПОСТАВЛЕННЫХ— это и Сологуб, и Сухово-Кобылин, и Салтыков-Щедрин, и Андрей Белый. Кроме того, ЕСТЬ И ЗАРУБЕЖНЫЕ МИСТИКИ. Ну и, КОНЕЧНО, нам интересно в самых разных пьесах находить мистическое измерение, это обогащает.
 
— Как это проявляется в Вашей жизни?
 
— Как только у меня начался осознанный период жизни, я стал ЗАМЕЧАТЬ, что вокруг меня существуют какие-то ИНЫЕ силы. Мне постоянно выпадало число 13, и мне всегда с ним везло. Во сне какие-то СТРАННЫЕ люди ко мне приходили И ДАВАЛИ МНЕ СОВЕТЫ. А наяву я часто ВИДЕЛ непонятные явления, КОТОРЫЕ ЛОГИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО БЫЛО ОБЬЯСНИТЬ. ПОСТЕПЕННО МИСТИКА СТАЛА ПРИСУТСТВОВАТЬ В МОЕЙ ЖИЗНИ, КАК ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ. Поэтому, когда я стал задумываться, какой я хочу СОЗДАТЬ театр... Конечно, «каждый выбирает по себе — женщину, религию, дорогу». Я выбрал мистический театр. И оказалось, что это направление уникально, ДО МЕНЯ ЕЩЕ НИКТО НЕ ДОДУМАЛСЯ ДО ТАКОЙ СУМАСШЕДШЕЙ ИДЕИ.
 
— Для актера плохой приметой считается играть роль нечистой силы. С актерами театра «У моста» после спектаклей случались какие-либо неприятности?
— НЕТ,С НАШИМИ АРТИСТАМИ НИЧЕГО ПЛОХОГО НЕ СЛУЧАЛОСЬ. Я думаю, что это пошло ПОСЛЕ знаменитого фильма «Вий». Актеры, снимавшиеся в нем, потом рассказывали, что с ними случились разные несчастья. Но это АБСОЛЮТНО НЕ ОТНОСИТСЯ К НАМ. «ПАННОЧКУ»-ПО МОТИВАМ Гоголевского «ВИЯ» МЫ ИГРАЕМ УЖЕ 22 ГОДА и ДЛЯ НАС ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ ПРИНЕС ТОЛЬКО ВСЕ САМОЕ ХОРОШЕЕ. МЫ ВЫРАБОТАЛИ СВОЙ ОСОБЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ И ТЕАТР СТАЛ ЗНАМЕНИТ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЕРМИ,А ПОТОМ И РОССИИ.
КОГДА Мы в Москве ПЕРВЫЙ РАЗ играли «Панночку» и какая-то очень рьяная зрительница прорвалась за кулисы и со слезами на глазах стала НАС пытать: «Вы в церковь ходите? Вы в Бога веруете?». Конечно, ходим, веруем. «Так ведь эта Панночка, эта девУШКА, она же не человек. Она на самом деле ведьма!» — говорит она нам. Ну, говорю, пообщайтесь С АРТИСТАМИ, мы все — нормальные люди. Просто театр «У моста» очень глубоко погружается в АТМОСФЕРУ, и, вживаясь в роль, актер так глубоко все представляет и чувствует, что у зрителя складывается впечатление, что все это происходит на самом деле. Но тем и отличается наш театр, что мы никогда не играем в поддавки, не делаем пародии, шаржи, ДЛЯ НАС НА СЦЕНЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПОНЯТИЯ "КАК БЫ«,МЫ ВСЕ ИГРАЕМ ПО ПРАВДЕ.
Мы играем «Панночку» уже 23 года. Почему так долго спектакль живет? Потому что мы очень серьезно над ним работали, репетировали в заброшенной церкви, ДАЖЕ на кладбище. Мы не делаем ничего против Бога. МЫ ВЕРУЕМ. И НЕСЕМ ЗРИТЕЛЯМ СВОЮ ВЕРУ. Ничего плохого с людьми, которые играют в «Панночке», НИКОГДА НЕ БЫЛО. А у нас так заведено, что все актеры театра ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ В «ПАННОЧКЕ», ЭТО ТАКОЙ СВОЕОБРАЗНЫЙ ТЕСТ НА ГРУППУ КРОВИ..
К слову о людских предрассудках — когда мы проводим любимый зрителями проект «Рождественские встречи» и там бывает мистический музей, где одним из экспонатов является гроб Панночки, очень многие зрители хотят в нем полежать ,ОЩУТИТЬ НОВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. И ведь ничего не боятся.
 
— Расскажите о вашей недавней поездке в Прагу.
— Наш 25-й, юбилейный сезон, завершился очень ярко. Июнь — последний месяц сезона, — был просто невероятно насыщен разными событиями. Греческий режиссер Василис Лагос начал репетировать У НАС «Царя Эдипа» Софокла. Потом буквально через неделю приехали французский режиссер Брюно Тиркюир С ТЕАТРОМ «Фабрика маленьких утопий» из ГреноблЯ. Мы с ними сделали совместный спектакль «Секрет деревьев». Это тоже была очень интересная работа, неожиданная и для нас, и для зрителей, которые были в полном восторге. Потом мы успели уже перед самым отъездом в Чехию В ДЕНЬ ГОРОДА, на площади перед Драматическим театром, ПОСТРОИТЬ наш мистический музей. ОН РАБОТАЛ ВСЕГО ОДИН ДЕНЬ И очередь В НЕГО ДОХОДИЛА ДО ДВУХСОТ человек. А ВЕДЬ ВО ВРЕМЯ ЭТИХ МЕРОПРИЯТИЙ МЫ ЕЩЕ ГОТОВИЛИСЬ К НАШИМ ГАСТРОЛЯМ в Чехию. Мы прилетели В ПРАГУ 20 июня и на фестивале «ТЕАТРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО РЕГИОНА» в Градце Кралове сыграли два спектакля — «На дне» и «Безрукий из Спокена». Это крупнейший фестиваль, его называют вторым «Авиньоном». И выступать на нем, конечно же, ОЧЕНЬ почетно И ВМЕСТЕ С ТЕМ ОТВЕТСТВЕННО. ПРАКТИЧЕСКИ ВЕСЬ ЗАЛ СОСТОИТ ИЗ АРТИСТОВ,РЕЖИССЕРОВ,КРИТИКОВ И ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СТРАН МЫ С УСПЕХОМ ВЫДЕРЖАЛИ ЭТОТ ЭКЗАМЕН. После нашего выступления была встреча с чешскими театральными деятелями, где все интересовались, как же удается на протяжении стольких лет держать такой высочайший уровень спектаклей, мастерства актеров. Мы опять удивили зрителей, потому что ТАКОГО ГОРЬКОГО В ЧЕХИИ ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛИ. ДА И ВООБЩЕ ПЬЕСУ «НА ДНЕ» ОСНОВАТЕЛЬНО ПОДЗАБЫЛИ,СЧИТАЯ ЕЕ СУГУБО «ПРОЛЕТАРСКОЙ». В ПРЕССЕ НАПИСАЛИ,ЧТО МЫ ОТКРЫЛИ ИМ ДРУГОГО ГОРЬКОГО. Потом, мы улетели в Севастополь, на Украину, на фестиваль «Золотая маска». Показали там «Калеку с Инишмана» и снова вернулись в Прагу,ГДЕ САМИ ПРОВЕЛИ фестиваль «Лучших спектаклей Театра «У моста», показали на нем пять спектаклей. И это явилось очень серьезным событием для чешского зрителя. В общем, завершение ЮБИЛЕЙНОГО сезона было красивым. МЫ Заключения договор с Пражским театром Комедии О ВЗАИМНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ, чтобы мы приезжали к ним в Прагу, а они к нам в Пермь,ТАКЖЕ ОБСУЖДАЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ СОВМЕСТНЫХ ПОСТАНОВОК.
 
— Интересно будет сходить на их выступления! А как планируете отмечать 25-летие?
 
— 7 октября будет самый ГЛАВНЫЙ день нашего ЮБИЛЕЯ. На праздничном вечере мы покажем ИСТОРИЧЕСКУЮ РЕТРОСПЕКТИВУ НАШИХ СПЕКТАКЛЕЙ, к нам приедут с поздравлениями театры разных стран — Чехии, Греции, Эстонии, Польши. Они будут показывать свои спектакли с 8 октября в течение трех дней. А еще мы хотим перед 7 октября, может быть 5 или 6 числа, СДЕЛАТЬ СЮРПРИЗ НАШИМ ЗРИТЕЛЯМ сыграть наш самый первый спектакль — «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана. С ЭТОГО СПЕКТАКЛЯ 25 ЛЕТ НАЗАД НАЧАЛСЯ ТЕАТР «У МОСТА». МЫ ХОТИМ КАК НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ ПЕРЕНЕСТИСЬ В 1988 ГОД. и представить новую версию спектакля.
 
— У любого культурного проекта есть своя миссия. Расскажите, какова она у театра «У моста»?

— ГОГОЛЬ СКАЗАЛ,ЧТО ТЕАТР_ЭТО ТАКАЯ КАФЕДРА С КОТОРОЙ МОЖНО СКАЗАТЬ МИРУ МНОГО ДОБРА. Я УВЕРЕН, что театр может менять людей. Мы хотим каждым спектаклем делать наших зрителей чуточку добрее, ЛУЧШЕ. Жизнь наша очень жесткая и жестокая. Театр должен просвещать, театр должен очищать. Раньше у нас была книга отзывов, и очень часто там встречались такие записи «Спасибо за спектакль, сейчас я знаю, как жить» или «Вы вернули меня к смыслу жизни». Я считаю, что театр — храм, и он тоже может вести людей к вере.

Ссылка на статью