Театр у моста - 2013

2013


21.08.2013 Журнал «National Business». Мы чисто сквозь жизнь идем

Сияет солнце нам одним.

Для нас лишь горний пламень дня

Священные мисты мы.

Мы чисто сквозь жизнь идем.

Союзу друзей верны...

Аристофан. Лягушки

 

Мы чисто сквозь жизнь идем

Знаковым событием этого года стал 25-летний юбилей театра «У Моста». Мистического театра, как любят говорить журналисты, создавая ауру таинственности и рекламной прелюдии

Этот театр — Художественное Явление, это некий Маяк, это поддержка русского периферийного театра, который, оказывается, может жить достойно, осознанно, осмысленно и художественно«, — слова профессора Анатолия Смелянского, председателя жюри «Золотой Маски», ректора Школы-студии МХТ им.А.П. Чехова.

Надо сказать, наш город всегда отличался интеллектом и деловой хваткой — еще с царских времен, несмотря на удаленность от культурных центров, а также имидж «ссыльного края». Жизнь города держалась, да и сейчас держится, на трех китах — театре, университете, художественном музее.

Мне говорят: что ты пишешь? Драматический театр в Перми умер, а Федотов — диктатор, деспот, от него уходят актеры... Уходят. Ну и что? Где эти актеры? Растворились. Да и вообще, скажите, от кого не уходят актеры? Суть такая актерская — кочевать, искать лучшей жизни.

А театр — жив! Жив и дееспособен, о чем говорят ежедневные аншлаги в Перми и овации на гастролях в других городах и странах, победы на фестивалях и конкурсах. «Мы очень рады, что в начале июля нам, пражанам, был подарен случай присутствовать на спектаклях замечательного Пермского театра «У Моста», — из восторженного письма руководства чешской организации «За европейское мультикультурное общество» в адрес администрации города Перми. «В Чешской Республике хорошо знают Сергея Федотова, который в Чехии поставил 16 спектаклей в чешских театрах и был награжден Чешской национальной премией им. Альфреда Радока. «И каждые гастроли театра „У Моста“ в Чехии становятся знаковыми событиями», — оттуда же. Это ли не подтверждение того, что Сергей Федотов — не деспот, а великолепный и талантливый режиссер и хороший руководитель, знающий цель и создавший свой Авторский театр? Театр! А не две буквы «т».

Демократия хороша на Болотной. А в театре всегда царила диктатура. Хорошая или дурная, но всегда — диктатура художественного руководителя. Великий театральный режиссер Георгий Товстоногов говорил, что в театре должна быть добровольная диктатура, иначе никакого театра не будет.

«Театр из города Перми, театр „У Моста“, театр с потрясающим репертуаром, театр, который на протяжении двух десятилетий занимается русской и мировой классикой, который ставит самые сложные пьесы мирового репертуара и который представляет не только репертуар, но и прекрасных актеров. Этот театр — Художественное Явление, это некий Маяк, это поддержка русского периферийного театра, который, оказывается, может жить достойно, осознанно, осмысленно и художественно», — слова профессора Анатолия Смелянского, председателя жюри «Золотой Маски», ректора Школы-студии МХТ им.А.П. Чехова, сказанные им на вручении почетной премии «Золотая Маска».

Интересно и то, что Сергей Федотов не купается в своей диктатуре (а мог бы — им поставлено около 200 спектаклей не только в Перми и России, но и в Польше и Чехии), он приглашает в свой театр других сильных режиссеров — француза Брюно Тиркюира, грека Василиса Лагоса, поляка Ежи Велтера, немецкого режиссера Илону Берге. Несколько спектаклей поставил Пермский режиссер Виктор Ильев. По две постановки осуществили Сергей Красноперец и Владимир Берзин — ученики Анатолия Васильева. И многие другие. А о том, что в Перми ставил спектакль великий польский режиссер Кшиштоф Занусси, знала лишь небольшая группа любителей этого

театра. Пермская пресса занималась в это время «пермской культурной революцией». Но присутствие в Перми культового поляка говорит о многом.

Кстати, в новом сезоне готовится «бомба» — «Царь Эдип» Софокла! Ставит его грек Василис Лагос. Преподаватель древнегреческого языка классического университета приглашен для консультации, и команда спектакля собирается ознакомиться с античными артефактами музея древностей университета, чтобы почувствовать вкус и аромат эпохи, осознать значимость вечности бытия.

Александр Стабровский

 

Журнал «National Business»

http://journalperm.ru/2013/08/national-business-79/