Театр у моста - 2013

2013


26.11.2013 Античная драма в доме мистики "У Моста"

Известный греческий режиссер Василис Лагос, работающий в Перми над постановкой «Царя Эдипа», рассказал о сотрудничестве с Сергеем Федотовым

Василис Лагос:
«У Моста» отличается от прочего современного театра, который весь состоит из вспышек, создающих яркий эффект, а на самом деле поверхностен. Где сущность? Где человек? Где глубина? Где Бог? Нет вековых вопросов. А тут я получаю это, чувствую дух классики в постановках, интересных для современного общества.
 
По словам художественного руководителя театра «У Моста» Сергея Федотова, идея античной постановки зародилась у него три года назад. И когда на театральной лаборатории в Греции (г.Дельфы) Сергей Федотов познакомился с известным греческим режиссером Василисом Лагосом, создателем и руководителем театра «Акторионес» (Афины), то понял, что нашел того самого человека, благодаря которому на сцене театра «У Моста» сможет воплотиться его мечта. Василис давно и успешно работает над постановками древнегреческих спектаклей, удивительных по своей адаптации к давно минувшей эпохе. Поэтому его работа в Перми над постановкой Софокла «Царь Эдип» несёт в себе значимость не только для театра «У Моста», но и для культуры нашего края: за все 290 лет существования города такое сотрудничество произойдет впервые.
 
— Какая у Вас была реакция на предложение Сергея Федотова о совместном сотрудничестве?
 
— Я был очень рад. Интересно само по себе предложение поработать в России, ведь, каким бы внешне экстравагантным ни выглядел греческий жанр для здешней публики, это приближение к общим корням. Русская грамматика очень похожа на старогреческую, не говоря уже о буквах, хотя важнее, естественно, грамматика. И конечно мне было интересно встретиться с таким известным в Европе театром, как Пермский театр «У моста».
 
— Легко ли «мостовцы» воспринимают этот новый жанр, в который Вы их погружаете?
 
— Сначала, конечно, для них манера греческого театра была непривычной. Я этого ожидал. Неожиданным для меня было то, с каким желанием они были готовы впитывать знания и как быстро они адаптировались. Актеры этого театра — настоящие профессионалы и умеют работать в разных театральных эстетиках. Причём, благодаря их умениям, у нас возникла взаимная работа — не только я делился с ними новым, но и они со мной. Это двустороннее движение.
 
— По какой методике Вы ведёте репетиции?
 
-Сначала я помогаю артистам осознать «память своего тела». Это значит,артист должен открыть в себе опыт своей жизни ,опыт предков и даже пра-предков. То есть от прошлого мы идем к настоящему. Сейчас пока мы работаем в группе, чтобы у каждого сформировалось четкое представление целостного звучания. То есть, пение льётся в один голос. Мы пробуем и наблюдаем за тем, что получается, как формируется единая общность хора. Далее, нам предстоит деление на солистов. Таким образом, солисты будут играть, ощущая всю группу, словно соединенные подземными потоками.
 
— Чувствуете ли Вы мистику, которой наполнен театр «У Моста»?
 
— Каждый для себя по-разному воспринимает слово «мистика». На мой взгляд, в данном театре мистика прочно связана с классикой, и то, что получается в их сплетении, мне очень по душе. Этим «У Моста» отличается от многих современных театров, которые пользуютсяприемами, создающими яркий эффект, а на самом деле они поверхностны. Где сущность? Где человек? Где глубина? Где Бог? Нет вековых вопросов. В этом театре я получаю это, я чувствую дух классики в постановках, интересных для современного общества. Театр " У моста" уникален, один из немногих в Европе , где во главу угла ставится артист, умеющий перевоплощаться в разных,порой прямо противоположных персонажей.
 
— К слову о современном обществе, какой отклик Вам хотелось бы получить на будущий спектакль?
 
— Если есть правда в актёре, она откроется зрителю. Ощутив себя участником всего происходящего, он обязательно отзовётся. Одно зависит от другого. Я очень хочу, чтобы эта постановка стала значительной и для зрителей, и для актёров.
 
— В чём Вы видите суть драмы «Царь Эдип»?
 
— По мере продвижения процесса, мы вместе ищем ответы на вопросы, которые задаёт пьеса. Это притча, которая показывает,что невозможно жить, не зная себя. Можно избежать воли Рока, если ты знаешь, кто ты в действительности есть. Если же ты не знаешь — ты потенциальный разрушитель. Дует ветер, ты бежишь в его направлении. Похоже на историю о камне — не зная о нём, я запнусь, но если знаю, масса возможностей избежать падения: перепрыгнуть, обойти, более того, я могу обезопасить и других, пододвинув этот камень и сменив Рок.
 
— Вам отведена важная роль — дать начало эпохе античности в театре «У Моста». Чувствуете ли вы в связи с этим некоторую ответственность?
 
— Безусловно, да. Это же осознание себя и своих сил, на что я способен и каким образом. Я обязан исследовать себя. То есть, нельзя просто сказать «Я всё умею, я всё знаю!», нужно находиться в состоянии поиска и извлекать пользу из того, что постепенно открывается.
 
— Находите ли Вы некоторое сходство между театрами «У Моста» и «Акторионес»?
 
— Конечно,наши театры очень похожи. По методологии Питера Брука мы строим ЖИВОЙ ТЕАТР. И цель каждого нашего спектакля- катарсис. Театр, как место служения. Театр-Храм. Главное в театре — АКТЕР. И зритель.
 
— Поскольку Вы сами являетесь и актёром, и режиссером, и преподавателем, хотелось бы узнать, какая из этих ипостасей Вам всё-таки ближе.
 
— Если произнести слово «педагог» по-гречески, то в нём прозвучит и режиссер, и преподаватель. Поэтому, конечно же, педагог, и в этом мне содействует Ангела Лира. Она специалист по метрике, приехала со мной, и вместе мы строим подход к русскому языку. Мы заранее проработали некоторые тексты в Афинах, чтобы приехать и полноценно приступить к работе.
 
— Находясь далеко от родной земли, в чём Вы черпаете вдохновение?
 
— Существует важный мост от Антики до сегодняшнего дня. Этот мост — православие. Он связывает и вдохновляет. Возможно, форма видоизменилась со временем, но наполненность молитвенного слова осталась прежней. То есть, когда я читаю актёрам строчки из молитвы на греческом языке, они чувствуют это.
 
— Если загадывать немного в будущее, хотели бы Вы продолжить сотрудничество с Сергеем Федотовым и театром «У Моста»? И какой спектакль хотели бы поставить?
 

— Конечно! Для меня огромная радость встретить здесь единомышленников! Мы понимаем театр одинаково, для нас театр не работа, а стиль жизни. Каждая репетиция была для меня открытием огромных возможностей артистов. Но, что касается конкретного спектакля, так далеко я еще не заглядываю. Просто в данный момент я живу этой постановкой и этими репетициями.

Ссылка на статью