Театр у моста - 2013

2013


11.12.2013 «Замок» — премьера театра «У Моста»

Роман Франца Кафки «Замок» признан одной из пяти главных книг ХХ столетия. Сюжет романа одновременно очень прост и предельно сложен. Однако мы не собираемся его пересказывать — занятие неблагодарное, да и никчемное. Подготовленный зритель прочитает роман до спектакля, а тот, кому было это сделать лень, не устоит и прочитает после. Очевидно.

И хотя роман не закончен и остается основательное поле для воображения, спектакль как зыбкий песок пустынных дюн, увлекает зрителя, затягивает в узнаваемо-неузнаваемое пространство ужаса и абсурд ощущений...

Роман написан в 1926 году — но безысходность и абсурд, отрезок обычной жизни главного героя, столкнувшегося с неподвластной его пониманию системой, также очевиден и для нас сегодня.

Спектакль держит зрителя в постоянном напряжении, заставляя задуматься — а в чем наша жизнь отличается от безликого героя Франца Кафки?

«Объем работы вовсе не определяет степень важности дела»

И вот в этом удача Сергея Федотова. Как всегда умеющего ощущать пульс времени. Его постановки «Мандата» и «На дне», недавние премьеры, — доказательство тому.

«Чиновники — народ образованный, но односторонний, по своей специальности каждый из одного слова может вывести целый ряд мыслей, но ему можно часами объяснять то, что касается другого отдела, и он будет только вежливо кивать головой, но не поймёт ни слова»

Ну а теперь непосредственно о спектакле — как сказал Сергей Федотов перед началом — вот-вот народился ребенок и его первые шаги пока неуверенно робки. Но это скорее кокетство. Спектакль говорит сам за себя, выстроенный четкой сценографией, с прекрасными графическими мизансценами и движениями актеров. Все это не смазывает общий рисунок, а наоборот подчеркивают недосказанное, впрочем, как и текст от автора — не театрально-напыщенный, декламационный, а естественный в кажущейся простоте звучания.

Определенно удачен выбор актера на роль землемера — Валерий Митин, не нагнетая абсурдного ужаса, очерчивает жесткий рисунок роли, заданный режиссером так, что сам остается загадкой до самого конца. Роман Кафкой не дописан — сама судьба ставила многозначительность продолжения: непонятного тогда в 20-е годы, но вполне очевидного сейчас. Когда прямая ассоциация Замка с Кремлем или Белым домом, в общем, системой аппарата управления — независимо, где и когда, торжествует вечно.

«Но пение и шум — единственное, чему и вправду можно доверять в наших здешних телефонах, все остальное, что из них до нас доходит, сплошной обман слуха»

И «маленькие люди» в образах жителей деревни и посредники — Герштейкеры и Шварцеры, что рабски работая на систему, уродуют и корежут «маленького человека», втаптывая в грязь все человеческое.

Спектакль нам продемонстрировал не просто всеобщую идею стремления во власть, а психологический образ жалкости нашего реального бытового существования, когда человек измеряется полезностью, а полезность — близостью к «замку».

«Даже ночной мотылёк, бедное насекомое, ищет при наступлении дня тихий уголок, расплывается там, больше всего желая исчезнуть и страдая оттого, что это недостижимо»

Необходимо отметить две женские партии. Это Фрида — Виктория Проскурина, замечательная актриса, совсем, казалось бы, просто ведет свою партию, рисунок роли и тем самым оставаясь наиболее выразительной среди прочих. Так же как и Ирина Молянова — суперзвезда театра в проходной роли трактирщицы должна была бы быть незаметна, ан нет — достойно выразительна и запоминаема.

«Сил человеческих хватает до известного предела; кто виноват, что именно этот предел играет решающую роль?»

Сергею Федотову удалось главное — рассказать Кафку исторически притязательному пермскому зрителю. Режиссер не пошел по соблазнительному пути соответствия труднообъяснимому автору, засыпая зрителя вопросами, которые вероятнее всего остались бы без ответа. Федотов дал свой финал, в стиле мистического театра: безмолвная старуха, мертвецки глядящая вникуда. А вы хотели прямой дорогой в светлое будущее? Что ж, это уже совсем другая история. Без Кафки и без нас.

Авторы: Александр Стабровский, Виталий Призюк

Ссылка на статью