Театр у моста - 2013

2013


28.03.2013 Сергей Федотов: о своем театре, призраках и закулисной жизни

Интервью художественного руководителя театра в молодежной газете «Перемена»

Международному Дню театра посвящается.

Станиславский как то сказал, что театр начинается с вешалки. А с чего же начинается мистический театр?! Чтобы это выяснить, юнкоры газеты «Перемена-Пермь» направились прямиком в стены самого мистического театра России ( а может и мира), театра «У моста», где им удалось не только узнать всю правду о его происхождении, побеседовать с его художественным руководителем Сергеем Павловичем Федотовым, но и посмотреть, что происходит за кулисами во время спектакля. А произошло это накануне Международного дня театра.

Побывав за таинственными кулисами театра «У моста» мы узнали, что театр находится в дореволюционном здании конюшни при пожарной части. Тесные гримерные, множество коридоров и лестниц и все это покрыто мраком, поскольку стены за кулисами покрашены в черный цвет, чтобы не было отражения света. Раритетные декорации и множество актеров, облаченных в костюмы — складывалось ощущение, что мы попали в другой мир. Ничего СТРАШНОГО там мы не увидели, однако говорят, что привидения и нестандартные ситуации в этом театре — вполне обычное явление. Мы ощутили атмосферу загадки,тайны и притяжения этого невероятного «муравейника». Подробнее о театре мы решили узнать у его художественного руководителя Сергея Федотова.

Перемена-Пермь: С чего начинался театр?

Сергей Федотов: Театр появился в Перми,как-то неожиданно,но вместе с тем планомерно. Первый свой театр я организовал в 1983 году в Нытве, куда попал по распределению после окончания института. Затем была армия, где мне также удалось сделать первый в России солдатский театр. Но это были лишь генеральные репетиции. После армии я приехал в Пермь, где начал главное дело своей жизни. Единственный человек,кто откликнулся на мою идею открыть новый театр,был Павел Курносов-директор Дворца Телефонного завода.Все остальные места были заняты. Павел Иванович ,совершенно не зная меня,отдал «на растерзание» актовый зал и позволил там строить все ,что угодно и даже купил мне целую машину досок. На первые репетиции каждый артист должен был принести с собой кирпич. Ночью мы строили,а днем репетировали запрещенную тогда пьесу «Мандат» Н.Эрдмана. Вот тогда, 7 октября 1988 года, родился Театр у Моста, и мы начали свою историю.

П-П: В чём главная сила вашего театра?

Сергей Федотов: Когда,я задумывал театр,я знал,что мой театр,должен быть уникальным,не похожим на другие. Театр должен быть близок мне по природе, а поскольку меня с детства окружает мистика, то и театр мой тоже мистический. В этом его главная особенность. Мне всегда везёт на цифру 13, номер в гостинице или билет на самолет или количество артистов на гастролях- всегда выпадает «13»! 13-го родился мой сын. 13-го я был удостоен звания Заслуженного артиста России. «Золотую маску» мы получили,когда сыграли «Калеку с Инишмора» именно 13 апреля. А наш юбилей (юбилей театра «У моста») — 25-летие состоится в октябре 2013 года. Мои любимые авторы Н. Гоголь, Ф.Достоевский, М. Булгаков — самые мистические русские писателей. Со мной постоянно происходят мистические происшествия. Раньше я удивлялся,а сейчас уже привык. С первых же наших спектаклей зритель валом пошел к нам. Мы его удивляли, потрясали, поражали. На некоторых спектаклях люди бывали по несколько раз. Представляете, есть зрители, которые смотрели, например, «Панночку», «Зверя», «Женитьбу» более 30-ти раз. В нашем театре очень сильная энергетика. Она притягивает зрителя. Во время спектакля мы «излучаем» энергию, «заряжаем» ей зрителей, которые в свою очередь отражают ее на актёров и возникает своеобразный энергетический мост между зрителем и артистом.

П-П: Художественный руководитель принимает в этом участие?

Сергей Федотов: Ну конечно энергетика исходит от меня. Еще на репетициях я обучаю артистов,как ее вырабатывать и направлять в зал. В каждом спектакле энергетика разная,потому что авторы разные и атмосфера у них разная. А когда я со вступительным словом выхожу к зрителю,я как бы изначально зал «гипнотизирую», подготавливаю к «спиритическому» сеансу вызова духов . 17-го марта мы играли в Березниках «Калеку с Инишмана». Мы когда планировали гастроли, даже не знали ,что в этот день проходит главный Ирландский праздник- День Святого Патрика. Так вот,когда начался спектакль,был такой сильный выброс энергии, что обычная батарейка в моем кармане раскалилась до такой температуры, что даже обожгла. Я думаю, что Пермь — это, вообще мистическое место. Неслучайно я родился в Перми. Со мной каждый день происходит что-то необычное. Репетирую я свои спектакли абсолютно «не по правилам». Некоторые сцены ко мне приходят во сне. А еще я могу предсказать, что произойдет в ближайшем будущем, конечно же, если дело касается театра. Зрители говорят, что когда меня нет в театре,если я уезжаю на фестивали или в командировки, то им не хватает энергетики. Когда же я в театре, то актёры чувствуют мою энергию и все кругом вибрирует, горит и «взрывается».

П-П: Как получаются такие потрясающие декорации?

Сергей Федотов: Дело в том, что я всегда являюсь сценографом своих спектаклей и декорации продумываю прямо с первых репетиций. Когда мы выходим на сцену,я уже «построил» особый мир,и актеры «вплывают» уже в новое магическое пространство. В первые годы, когда мы только начинали работать, собирали декорации своими руками вместе с актерами. Я предпочитаю использовать настоящие старинные вещи, и найти их порой не так просто. Сколько барахолок,свалок, заброшенных домов пришлось осмотреть ради достижения эфекта правды. Например, ворота церкви, которые «играют» в «Панночке» были настоящими воротами старинной усадьбы ХIХ века .

Текст — Виктор Анфалов

Полная версия интервью на сайте издания