Театр у моста - 2013

2013


21.06.2013 Театр как модный бизнес. Журнал "Я Покупаю"

Интервью будет опубликовано в журнале Shopping Guide «Я Покупаю. Пермь» № 7-8, июль-август от 12 июля 2013 года.

Создать авторский театр — уникальный синтез репертуарного театра и театра-лаборатории — под силу только человеку неординарному и увлеченному, такому как художественный руководитель и директор мистического театра «У Моста» Сергей Федотов. М ы попросили мастера взглянуть на его театр с иной стороны и, конечно, не удержались от беседы о стиле и шопинге.

Постоянные аншлаги на спектаклях, частые гастроли за границей и множество престижных наград — пермский театр «У Моста» известен и любим не только в России, но и в Европе. Поделитесь секретом, как театр может стать успешным бизнес-проектом?

Я начал с создания собственной концепции и особой театральной стилистики. Главное — придумать оригинальную идею. Она должна родиться из души. В моей жизни очень много мистики, и театр я построил подобным себе. До меня еще никто не создавал мистический театр, но, кроме мистики, нужно было придумать технологию. И я решил соединить репертуарный театр и театр-лабораторию. В нашем репертуаре в основном классика. Но классика, увиденная через призму мистики. Авторский взгляд на классические тексты притягивает любого зрителя. В театр «У Моста» трудно купить билеты, нужно заботиться об этом заранее. Каждый сезон появляются новые спектакли, но есть и «долгожители», зрительская любовь к которым не угасает. «Панночка» идет у нас 23 года, «Женитьба» — 20 лет, «Зверь» — 18, а «Мастер и Маргарита» — 15 лет. На эти спектакли люди ходят по несколько раз, потому что каждое представление иное, мы продолжаем репетировать и менять рисунок спектакля постоянно. Есть фанаты, которые смотрят один спектакль по 20 раз.

Следующий шаг к успеху — это запоминающееся название, которое нужно сделать брендом. Название должно «звучать» и обладать смыслами. Я придумал «У Моста» из-за расположения театра на берегу Камы. Но мост — это еще и ключ к нашему театру, мост между потусторонним и реальным, между артистами и зрителем. Каждый спектакль настраивает магический мост между сценой и зрительным залом.

Конечно, известность не приходит без участия в фестивалях. На нашем счету их 116. Я не знаю ни одного театра, который бы столько объездил за 25 лет своего существования. Но я никогда не жалел денег на поездки. Каждый фестиваль — это экзамен и бой, а еще наука побеждать в экстремальных условиях. Бывало, мы прилетали в Чехию вечером, всю ночь ставили декорацию и свет, а утром в 10 00 уже играли и всегда побеждали. Каждый фестиваль, как камень, брошенный в воду, запускает множество кругов, расходящихся по России, а потом и дальше. Недавно мы одержали еще одну победу — выиграли грант 1 млн. 200 тыс. рублей на постановку «Замка» Франца Кафки от Центра по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики Пермского края.

Правда ли, что зарплаты в театре «У Моста» намного выше, чем в других театрах России, и недавно трое ваших артистов получили в подарок новые автомобили?

Да, это правда. Благодаря очень насыщенному репертуару у нас есть возможность не только развивать актерское мастерство, но и стимулировать артистов финансово. Перед Новым годом зарплата вместе с премиальными у пятнадцати наших ведущих артистов превысила 150 тыс. рублей. А к 25 летию театра «У Моста» мы подарили Владимиру Ильину, Ирине Ушаковой и Оксане Леконцевой по автомобилю.

А на чем ездите Вы?

Недавно я приобрел Mercedes-Benz E200 редкого оттенка «серебристый палладий» в спортивной комплектации и стал первым в Перми обладателем такой машины. Она притягивает взгляды — все, кто едет рядом, непременно притормаживают! Но меня волнует не это, а то, что я умею впитывать энергию от управления автомобилем. Во время длительных гастролей очень скучаю по своей машине, мне трудно восстанавливать энергию. Иногда, прилетев из каких-нибудь дальних стран, я ночью сажусь за руль и могу ездить до рассвета, наслаждаясь «полетом» по ночному городу.

Вы предпочитаете одежду темных тонов. Она отражает ваше мировоззрение?

Я люблю удобные вещи, а мой стиль продиктован моей работой, где я могу быть динамичным и свободным. Черный цвет дает мне такую возможность, он практичен и прекрасно сохраняет внутреннюю энергию. Зимой я ношу кожаную куртку, это моя «броня» режиссера, летом меняю ее на джинсовую. Мне нравятся бутик «Модные люди» и магазин «Тортила». Никогда не уделяю особого внимания поиску одежды, но каким-то чудесным образом вещи находят меня. Приезжаю за границу, прохожу мимо магазина и чувствую, что надо туда обязательно зайти. Я хотел черный бархатный пиджак и в Германии, в первом же бутике, сразу его купил. Когда в Праге мне вручали Национальную премию Чехии за спектакль «Собачье сердце», тогда я стал первым российским режиссером, получившим титул «Лучший режиссер года», на мне тоже был черный бархатный пиджак, который я случайно купил по дороге на церемонию. И хотя все были в смокингах, я ничуть не «потерялся».

К чему вы стремитесь сейчас?

Меня никогда не покидала идея создать лучший в мире театр, и многое из запланированного уже осуществилось. Театр «У Моста» — единственный театр в мире, где поставлено 5 спектаклей по Гоголю, где идет одновременно шесть пьес Мартина МакДонаха, где каждую субботу мы играем «Полночный марафон» — 4 спектакля подряд в 14 00, 18 00, 21 00 и 24 00. Так мы играем «Франкенштейна», «Дракулу» и «Панночку». Никто не умеет играть по 70 спектаклей в месяц на одной площадке. За прошлый год мы сыграли 620 представлений и этим заработали один миллион долларов. Я не знаю другого такого театра, который сам бы зарабатывал больше, чем получает дотаций от государства. В связи с мировым кризисом прекратились всякие гастроли театров, в редких случаях выезжают с одним, редко с двумя названиями. Этим летом мы будем играть в Праге 5 разных спектаклей! В Пражском театре комедии со 2 по 6 июля показываем ретроспективу, посвященную юбилею театра «У Моста».

Сейчас у нас в гостях известный греческий режиссер Василис Лагос. Моя давняя мечта осуществилась — на нашей сцене скоро появится античная трагедия Софокла " Царь Эдип«. Это историческое событие, в Перми никогда еще не ставили греческие режиссеры. А еще к нам приехал театр из города Гренобль (Франция), и мы ставим совместный спектакль, где будут играть наши и французские актеры.

Текст: Наталья Савенкова

Фото принадлежат журналу «Я Покупаю. Пермь»