Театр у моста - 2013

2013


29.06.2013 Античный период "У Моста"

Совершенствованием голоса и тела занимаются артисты театра и греческий режиссер Василис Лагос.

Театр «У Моста» — амбициозный. Он славится тем, что во всем пытается дойти до самой сути. Труппе интересны, прежде всего, глубинные причины происходящего, тема судьбы, рока. Неслучайно театр называют мистическим, инфернальным. Логично, что здесь не ограничиваются постановкой одной пьесы конкретного автора. Такой подход открывает возможность досконально исследовать и проникнуть в самую суть авторского мира, уникальной авторской логики со всеми ее парадоксами и загадками.

Достаточно вспомнить пьесы Гоголя, шекспировскую трилогию, булгаковскую ТриАду... И, конечно, особенное место занимают спектакли по МакДонаху, которого, собственно, и открыл для российского зрителя художественный руководитель театра Сергей ФЕДОТОВ.

И вот, в преддверии юбилейного, 25-го сезона, Сергей Федотов объявил, что в театре наступает новый период — античный.

Удивительное дело — оказывается, всё, что мы знаем о зрелищном искусстве и о театре в частности, было придумано древними греками. Факт известный, но многими забытый.

Однако именно при обращении к великим древнегреческим авторам можно увидеть, что времена меняются, а человек — нет. К человеку и человеческим отношениям идею прогресса не применить.

Другое дело, что театр всё же был иным — очищающим. Понятие, пришедшее к нам из тех времен — катарсис (очищение, обнажение души), — входило именно в театральную терминологию Эллады.

И похоже, что этим приемом (точнее сказать — чудом самопознания и преображения) безупречно владеет современный греческий режиссер Василис ЛАГОС. Еще большее чудо, что у пермяков появилась возможность увидеть на сцене театра «У Моста» трагедию «Эдип» в его постановке.

«Василис — гениальный режиссер и гениальный толкователь, — считает Сергей Федотов. — Так, как он рассказал и объяснил, что же такое греческий театр, как он играет, — больше не под силу никому. Теоретически многие знают, что такое древнегреческая трагедия. Но как ее пропустить через душу артиста? В каком измерении она должна проходить, в какой вибрации?»

В постановке участвуют исключительно актеры театра «У Моста».

Поскольку Василис Лагос не работает в репертуарной системе, у его театра нет определенных форм и традиций. Это театр процесса, театр-лаборатория, созданный для экспериментов в области актерского мастерства и сценической выразительности.

«Слово „методика“ в моем случае неприемлемо, — говорит Василис Лагос. — Я всего лишь проводник, который должен дать актерам русло, погрузить их в творческий процесс самовыражения. Я как бы беру сухое дерево и начинаю вытаскивать всё ненужное, чтобы обнажилось нутро. И эту „полость“ я заполняю знанием, которое будет развивать их сознание. В новую, свежую почву мы кладем семя, которое нам даст „дерево“ — спектакль. Надеюсь, будет красивое дерево...»

Лагос стремится к тому, чтобы зрители воспринимали классический сюжет не как дела давно минувших лет, а как вневременную историю, которая может случиться с каждым. Эдип для него — прежде всего архетип, а не герой. Но чтобы приблизиться к зрителю, он не идет по пути осовременивания древней трагедии, а наоборот, возвращает театр к его корням, пытаясь подействовать на зрителя на уровне метафизического восприятия. Поэтому здесь так важно не только что говорят, но и как говорят, поют и двигаются актеры.

В постановке будут использованы начины и просодии, взятые из древней эпической и лирической поэзии. Специфическое звучание архаической греческой мелодики, без сомнения, произведет неизгладимое впечатление на зрителя.

Сергей Федотов обещает, что в театре «У Моста» обязательно будет как минимум три спектакля по греческим трагедиям и комедиям. Поэтому «Эдип» — это только начало, но начало многообещающее.

Пермский обозреватель. № 26 (627) 29 июня 2013
Светлана ГРЕБЕНЩИКОВА

Ссылка на статью