Театр у моста - 2013

2013


12.07.2013 Театр. Мистика. Жизнь

25-летний успех первого мистического театра в России, сотни спектаклей по всему миру, более 30 гран-при международных фестивалей. Обладатель высшей театральной премии «Золотая Маска» Сергей Федотов о своей реально-сказочной жизни и умении читать знаки.

— Вы как самый известный мистик в Перми верите в знаки, был ли какой-то переломный момент в Вашей жизни когда мистицизм вошел в вашу жизнь?

— Меня всю жизнь сопровождают разные знаки. Я так думаю, это высшие силы, которые постоянно присутствуют рядом, подают знаки: правильно ты в этой жизни поступаешь или нет. Какого-то особенного переломного момента в моей жизни не было. Наверное, все началось с самого ее начала, в моей дате рождения присутствуют пять единиц (кто немного разбирается в нумерологии, поймет, о чем я). Астрологи говорят, что даже если три единицы, человек из ряда вон выходящий.

Могу рассказать вам пару ярких случаев, которые сейчас пришли мне в голову. Я был очень недоволен работой над спектаклем «Игроки» в Праге, ссорой с директором театра, который пытался превратить серьезную пьесу в цирковую антрепризу. Впервые в жизни я не пошел на свою премьеру. Купил на заработанные деньги там же автомобиль, и отправился в Россию. В Белоруссии ко мне присоединился мой товарищ и до Перми мы ехали вдвоем. В двухстах километрах от Перми друг уснул за рулем — произошло лобовое столкновение с автомобилем КАМАЗ, мы чудом уцелели. Все это случилось на серпантине у поселка Игра в Удмуртии — такая вот я расплата за «Игроков». А после аварии я поехал в Польшу ставить спектакль «Собачье сердце», у меня голова была перемотана повязкой, как у Шарикова.

— Как вы стали лауреатом театральной премии в Чехии?

И в этой истории не обошлось без мистики. Это был сложнейший период в моей жизни, два сложнейших спектакля я ставил практически одновременно, с разницей в премьерах в две недели. Но мой ангел хранитель (а я считаю, что это моя мама), помог мне справиться. В итоге, в рейтинге лучших спектаклей года, первое место по голосам получил спектакль «Собачье сердце», а второе «Идиот». Чехи были совершенно потрясены. Впервые в Чехии иностранный режиссер был признан лучшим режиссером года и получил национальную премию. У меня тогда было 11 номинаций: лучший сценограф , лучшая мужская роль, лучшая женская и т.д..

— Булгаков, Гоголь, Достоевский, Кафка — в театре «У Моста» царят мистики.

— Да, даже в самой первой нашей постановке — «Мандате » Николая Эрдмана, сатире про фальшивых коммунистов была особая мистика. Пьеса очень зубастая, неудобная властям, к тому же запрещенная в то время! Невероятно талантливый автор, в пьесе которого присутствовала магия, был раздавлен Сталиным, ему запретили писать, практически ему запретили жить. А на второй год театра «у Моста» уже была «Панночка», где все замкнулось — все мистические , и инфернальность, и стилистика первого мистического театра в России. Мистика — счастливая идея. Все говорили: этой темы хватит на 3-5 лет, а хватило на 25. Сейчас я понимаю, что она неиссякаемая.

—  Что Вы можете сказать о современной драматургии?

— Современную драматургию не люблю. Я изначально решил, что буду ставить только классику — и почти 20 лет мы ставили только классику . Но Когда 7 лет назад в Праге я увидел «Сиротливый Запад» Мартина МакДонаха — современного ирландского драматурга, я понял, что он гений и уже сейчас классик. Я смотрел спектакль, плакал, смеялся, был поражен — такая удивительная мощь, такие неожиданные и оригинальные характеры, невиданные ситуации, юмор! Он меня поразил, потряс, восхитил и я первый в России его поставил. Театр " Моста" стал его первооткрывателем в России и до сих пор театральные критики нас называют главными специалистами по ирландскому драматургу. Именно МакДонах принес нашему театру высшую театральную награду России «Золотую маску».

— Что мистического сейчас происходит в Вашем театре?

— «У Моста» — это магическая яма, которая засасывает к себе разных уникальных людей. Совсем недавно на постановку «Эдипа» Софокла к нам приехал Василис Лагос. Впервые за 290 лет истории Перми греческий режиссер ставит здесь спектакль. А чуть позже мы приняли на своей площадке французский театр «Фабрика маленьких утопий» во главе с Брюно Тюркуиром . Вот это уж действительно мистика так мистика! Впервые за 25 лет мы встретили театр подобный нашему. Они такие же фанаты театрального дела, как и мы! Они также могут репетировать по 12 часов в день! И так же колесят по всему миру и строят декорации прямо на месте. Наша совместная постановка «Секрет деревьев» останется в репертуаре «У Моста».

— Нам очень интересна тема театров, тема культуры, нашей культуры. Как Вы думаете, что можно было бы изменить в культурной политике нашего края?

Я бы многое поменял, я категорически не разделяю сегодняшнюю культурную политику края. Возможно, фестивали такого масштаба кому-то нравятся, но по моему мнению, те гигантские средства которые выделяются на «одноразовое мероприятие», после которого не остается ничего ни уму ни сердцу, страшное бездумное расточительство. В каждой стране Европы мы уже 25 ЛЕТ доказываем, что Пермь — это не провинция! Но мы не кричим, что Пермь — культурная столица! Это не правда! Перми много талантливых людей, уже доказавших свою уникальность, финансировать нужно уже существующие «культурные бренды» такие как Театр Панфилова, ансамбль «Каравай», Театр «У моста», писателя Иванова и так далее, тем самым повышать культурный уровень города и края.

Сергей Федотов: — А что такое ТРЕНД?

— Тренд это тенденция, которая актуальна сейчас

С.Ф.: — я это знаю (улыбается), а чего вы хотите добиться, делая этот журнал?

— Нам бы хотелось показать этот город другим, показать, что у нас масса интересных и талантливых людей, что город динамично развивается, что он красив и может быть интересен.

— С.Ф. —Это отличная идея, я бы очень хотел, чтобы о нашем городе в мире знали не из-за тех трагических событий, по которым он известен сейчас.

Журнал: «Trend.04»