Театр у моста - 2013

2013


23.07.2013 Сергей Федотов: «Моя мечта и цель — построить лучший в мире театр!»

В Прагу приезжает с гастролями пермский театр «У Моста» — единственный в мире мистический театр. На его подмостках по-новому оживают произведения Николая Гоголя, Федора Достоевского, Михаила Булгакова, Брэма Стокера, Уильяма Шекспира. За плечами актерской труппы — успешное участие в 116 театральных фестивалях и признание публики дома и в Европе. О мистике и реалиях творчества мы поговорили с руководителем театра Сергеем Павловичем Федотовым.
 
— Сергей Павлович, в одном из интервью Вы упоминали, что впервые вышли на сцену в четыре года в детском саду и сразу поняли, что это и есть Ваше призвание. Что Вы почувствовали, помните?
— Я почувствовал необыкновенную эйфорию. Я улетел в космос. Я как будто бы побывал в каком-то фантастическом мире. Смутно помнится, кажется, я был каким-то зверем, скорее всего зайцем... Мама рассказывала, что в четыре года, после своей «первой роли», я пришел домой и сказал очень серьезно, что стану актером. Потом об этом вспоминал всегда и шел к своей цели. Когда учился в восьмом классе, пришел в театр-студию Марии Никифоровны Тихоновец. Тогда понял, что актер — это маг и волшебник. Но уже на четвертом курсе Пермского института искусств и культуры осознал, что мне неинтересно играть одну роль, хочу играть все! А когда ты — режиссер, то ты можешь играть все роли, ведь режиссер — это первый и главный актер своего театра.
 
— В чём заключается принцип работы театра-лаборатории?
— Мы находимся в постоянном поиске, никогда не останавливаемся на достигнутом. Выбрав автора для постановки, мы его сначала тщательно изучаем. Читаем книги, научные труды, исследуем эпоху и условия жизни героев, смотрим множество фильмов из того времени. Только после досконального исследования мира автора начинаются репетиции. Но опять же, мы не сразу подходим к тексту, сначала медитируем, как бы переносимся на машине времени в ту эпоху, и только потом начинаем импровизировать, «колдовать» . Многие эксперименты потом невероятно интересно демонстрировать зрителям. Кроме того, постоянно ведется лабораторная работа в сфере мастерства артиста. Каждый день — занятия по сценической речи, вокалу, движению, мастерству актера и рукопашному бою.
 
— Сколько человек состоит в труппе, и по какому принципу Вы отбираете актёров?
— В труппе 30 артистов. Театр притягивает актеров, близких нам по крови. Работать очень трудно. У нас в репертуаре 20 спектаклей, играем до семидесяти представлений в месяц. Каждую вторую субботу — проект «Полночный марафон». Спектакль играется в 14:00, 18:00, 21:00 и в 24:00. В год выпускается 4-5 премьер, выезжаем на 7-8 фестивалей, за сезон играем около 620-ти спектаклей. И когда часть актеров в отъезде, театр продолжает играть по тому же графику. Нашим артистам нужно отдавать себя театру полностью. У нас есть традиция — все новички проходят через спектакль «Панночка». В нем определяется — сможет актер играть в нашем театре или нет. Лет 15 назад к нам пришел мой однокурсник, очень хотел работать, настойчиво, долго меня уговаривал... На первой же репетиции «Панночки» он неудачно спрыгнул с телеги, сломал себе ребро, выбил зуб и вывихнул ключицу. Вот так выяснилось, что он не «нашей группы крови».
 
— Что такое талант и как его раскрыть в человеке?
— Актерский талант — это умение трудиться. Талант может раскрыться только в непрестанном труде. В труде и вере. Вере в свою звезду. Служение театру требует от человека жертвенности.
 
— Круг авторов, произведения которых Вы ставите на сцене, так или иначе, связан с мистикой. Какую роль играет мистическая составляющая в Вашей реальной, не сценической жизни?
— Начнем с даты моего рождения — 11.01.1961. Как утверждают эзотерики, если в числе рождения собираются даже три единички, то это уже из ряда вон. А у меня — их пять! Все ясно, откуда мистика! Когда мы приезжали на гастроли, бывало, местные астрологи рассказывали, что видели, как во время представления на сцену выходил сам Гоголь или Булгаков. В моей жизни постоянно происходят мистические совпадения. Например, число 13 для меня всегда являлось удачным. В поезде, в гостинице у меня всегда бывает или 13-й номер. Мой первый сын родился 13-го числа. 13-го я был удостоен звания «Заслуженный артист России». «Золотую маску» мы получили, когда сыграли «Калеку с Инишмана» 13-го апреля. А юбилей театра «У моста» (25-летие) состоится 7 октября 2013 года.
 
— Не секрет, что провинциальным театрам живется нелегко. Как Вашему театру удаётся справляться с финансово-бюрократическими трудностями?
— Мой театр всегда был «чужим ребенком» для пермских властей, потому что родился не сверху, по приказу, а снизу, по желанию простого человека. Мне постоянно говорили: «Мы вообще не просили театр создавать, у нас своих театров хватает». Все время приходилось бороться за выживание, потому что в 1987 году правительство России выпустило постановление о разрешении разных форм театров, а механизма финансовой поддержки не представило. И практически все театры (около 900 театров в России), родившиеся благодаря этому постановлению, «благополучно» и закономерно умерли. А театр «У моста» выдержал все экономические кризисы и процветает уже 25 лет. Мы научились не ждать подачек от властей, а зарабатывать сами — за прошлый год выручка от билетов составила один миллион долларов. Это при том, что в нашем зале всего 200 мест. Просто у нас есть такие проекты, которым в мире нет аналогов — например «Полночный марафон», «Рождественские встречи», «Комната ужасов».
 
— Вы руководите театром 25 лет, за плечами — сотни постановок. В каком неиссякаемом источнике вы черпаете вдохновение?
— Я умею черпать энергию из Космоса, быстро восстанавливать силы и делать вещи, невозможные для других людей.
 
— Ваши ближайшие творческие планы?
— В ближайшее время состоится премьера спектакля «Замок» Франца Кафки. Также хотим сделать новую редакцию «Мандата» Николая Эрдмана, так как именно с этого спектакля 7 октября 1988 года все и началось. Отдельно к юбилею театра готовим спектакль-сюрприз для наших зрителей.
 
— Назовите три слова, лучше всего описывающие концепцию Вашего театра.
— Мистика. Гротеск. Импровизация.
 
— У Вас есть несбывшаяся мечта, которую Вы бы хотели осуществить?
— Моя мечта и цель — построить лучший в мире театр!
 
— Самый мудрый совет, который Вы получили в жизни и которым могли бы поделиться с нашими читателями.
— Трудиться. Трудиться. Трудиться.
 
С Сергеем Федотовым разговаривала
Александра Милорадович
 
Журнал «Артек». Прага. Чехия
№ 2(39 Июль 2013