Театр у моста - 2010

2010


21.01.2010 Бесстрашный Хоакин потряс зрителей до глубины души

Никто не знает, жил ли на свете Хоакин Мурьета. Зато смерть его ценилась высоко: власти штата объявили награду в тысячу долларов за его голову!

Рассказывают, что на преступный путь Мурьета встал после несчастья со своими близкими, виной которому были американские рейнджеры. Он поклялся мстить. Народу нравился благородный бандит: дерзкий красавец, отчаянный борец с несправедливостью, великодушно раздававший деньги бедным. Версии кончины Хоакина противоречивы: кто-то утверждает, что герой был казнен, кто-то верит, что он вернулся с золотом в Чили.

Никто не знает, был ли реальный Хоакин Мурьета. Это становится просто неважным, когда вымысел вытесняет правду. Гордый чилиец, верный своей возлюбленной, бесстрашный защитник обездоленных, честный разбойник — именно таким предстает Мурьета в постановке театра «У моста». Сюжет, некогда вдохновивший Алексея Рыбникова на создание первой русской рок-оперы, и сегодня не оставляет равнодушными ни зрителей, ни актеров.

Звезда и Смерть борются за душу Хоакина. История чистой возвышенной любви, которая, казалось бы, должна привести к счастливому финалу, завершается трагически. Надежды на безбедное существование эмигрантов из далекого, славного, но чертовски несчастного края, рушатся со звоном шпор «хозяев» золотых приисков. Герой становится мишенью для местной власти — грубых и озлобленных рейнджеров, сделавших своей жертвой его Звезду, любимую. Но избрав путь мести, Хоакин попадает в лапы Смерти.

Тереса в исполнении Дарии Ереминой воздушна и неосязаема — таков свет, мерцающий в ночи; такова любовь, безоружная и беззащитная, но сильная духом. «Мне очень близка моя героиня, — говорит актриса. ­— Не дай бог пережить кому-то то, что пережила она, но я как будто всё на себе испытала. А любовь, которая связывает Тересу и Хоакина, очень сильна: несмотря на гибель героев, она торжествует».

Сергей Газин, исполнивший главную роль, признался, что понимает ностальгию героя (молодой актер приехал в Пермь из Владивостока). «Доблесть и честь — те качества, которые я стараюсь культивировать в себе, — рассказывает актер. — Они более полно характеризуют Мурьету. Я так же, как и он, люблю море и свободу. Плохо, что выбора у Хоакина не остается — он попадает в планы Смерти. Я пока не попал, но ярость, которую он испытывает, мне знакома».

Когда на сцене появляется Смерть в блестящем черном одеянии, не верится, что всё происходит на самом деле, в нескольких метрах от зрителей — создается убедительнейшая иллюзия пребывания в потустороннем мире. Смерть буквально множится на глазах: она становится необъятной и всепоглощающей, живой и текучей. (Поскольку театр «У моста» — мистический, без инфернальных вещей не могло обойтись). На вопрос, какую Смерть он играет — страшную, коварную, подлую? — бесподобный Владимир Ильин усмехнулся: «Что вы! Смерть ни добрая, ни злая. Она рок, фатум, она всегда рядом. Человек может думать, что он хозяин собственной жизни, но на самом деле каждому отведен свой узкий жизненный коридорчик, по краям — стены, а впереди — пропасть. Это и есть смерть».

Несмотря на столь трагический сюжет, в спектакле очень много ярких, веселых и юмористических эпизодов. Таковы, например, сцены на таможне и в таверне «Заваруха», где пародируется жизнь простых чилийцев и калифорнийцев времен «золотой лихорадки». Блестящее исполнение танца девушек легкого поведения вызывает у зрителей искренний смех, а на непроходимую тупость американских рейнджеров — зал реагирует гомерическим хохотом.

Жанр рок-оперы как нельзя лучше раскрывает замысел произведения: сплав лирических мелодичных тем и тяжелых ударов барабана, хриплых басов и громких всплесков перкуссии — не правда ли похоже на нашу с вами жизнь? Вопреки трагедиям, наполняющим наше существование, жизнь продолжается. Звезды освещают нам путь и ведут за собой, а Смерть подкарауливает за углом. И только любовь рождает новые жизни.

Варвара Петрова, независимый корреспондент