Театр у моста - 2010

2010


18.04.2010 Мастер-класс Сергея Федотова: Открой свой внутренний мир

Для обычного могилевского зрителя М.@рт.контакт не что иное, как длительная возможность эстетического наслаждения. Если же говорить об актерах, то форум для них — это, прежде всего, хороший опыт и отличный способ научиться чему-то новому. Явное тому подтверждение -традиционные мастер-классы. В этом году уроки актерского мастерства довелось провести пермскому режиссеру, художественному руководителю театра «У Моста» Сергею Федотову.

— Уже 15 лет Вы проводите мастер-класс по методологии Михаила Чехова. Чем Вас привлекла эта система?

— На самом деле, эта система довольно трудная. На первый взгляд, в книге Чехова написано все очень просто и доступно. Но надо смотреть глубже. Как говорится, читать между строк. Мастер и педагог, который преподает тренинг, должен включать свое воображение, чтобы достичь хорошего результата. Я считаю, что система Чехова — это гениальное изобретение. Может быть, даже покруче, чем Станиславского. Поэтому все наши спектакли мы репетируем по методологии Михаила Чехова.

— С какой целью Вы проводите мастеркласс?

— Я стараюсь показать людям, что такое энергетика, излучение, а главное — атмосфера. Все говорят, что у спектакля должна быть атмосфера, но, к сожалению, мало кто умеет ее создавать. Ни музыка, ни свет не смогут этого сделать так, как сам актер. От него должно идти излучение. Для того, чтобы это открыть в людях, я и занимаюсь тренингами.

— Расскажите об основных методах работы.

— Это, прежде всего, практические методы. Комплекс упражнений, этюдов, которые вы наблюдали, направлен на то, чтобы актер освободился, забыл о каких-то своих
комплексах, открыл свое внутреннее «я» и начал творить. В театральных школах учат тому, как надо играть. Михаил Чехов же пытается освободить актера, старается заглянуть в его внутренний мир. На мой взгляд, главная цель тренингов и заключается в этом самом освобождении актеров от штампов, комплексов, стеснения и прочего. Я помогаю актеру подключить свое воображение, выйти на свое подсознание и создать образ. К сожалению, современный театр потерял систему создания образа. Одни не желают над ним работать, другие — не умеют. Актеры приклеивают усы и думают, что создали образ. А ведь так нельзя.

— Какую роль в ваших тренингах играет музыкальное сопровождение?

— Музыка — очень важная вещь. Она дает актеру возможность полностью сосредоточиться на какой-то теме, забыть обо всем и поплыть вместе с ней. Я очень люблю использовать в своей практике Высоцкого (это гениальный актер, бард и музыкант), Буланову, Карузо. В общем, много хорошей музыки, которая помогает человеку освободиться. Сегодня те люди, которые пришли, смогли полетать. Я доволен.

— Говорят, что актером надо родиться, талант ведь дается от Бога. Зачем же тогда уроки мастерства?

— Знаете, это очень старая формула. Одни говорят, что актером надо родиться, другие же утверждают, что актер есть в каждом человеке. Я, пожалуй, с этим соглашусь.
Задатки есть у каждого. Только у одного они очень далеко, у другого ближе. И для того, чтобы их разбудить, безусловно, нужны тренинги.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий актер?

— В первую очередь, трудоспособностью. Актер должен постоянно работать. Бывает такое, что человек, который не особо блещет талантом, но неустанно работает над собой, добивается большего, нежели талантливый, но ленивый. Каждого актера должна сопровождать вера в свое дело. Я еще в институте понял, что театром нельзя заниматься просто так. Им надо заниматься фанатично. В него нужно нырять, как в прорубь. Я вот как нырнул туда 30 лет назад, так до сих пор там купаюсь. Театром нужно заниматься пламенно. Он должен бурлить. Здесь все зависит от актеров. Они должны гореть своим делом. Всегда.

— Насколько я знаю, Вы в Могилеве впервые. Какие впечатления от форума?

— Мне очень нравится организация фестиваля. Здесь очень приветливые люди. Приятный фестиваль, теплое отношение, дружеское общение. Это уже наш 78-ой фестиваль за 22 года существования театра «У Моста». Так хорошо принимают не всегда. Обычно на фестивалях такого уровня все торопятся, нервничают. Здесь меня поразил покой. Душевно очень. Поэтому я рад, что мы приехали.

— Вы вчера присутствовали на спектакле орловского театра «Белое на черном». Поделитесь впечатлениями.

— Для меня этот спектакль был довольно банальным. Не могу сказать, что он неудачный. Тем не менее, я таких спектаклей видел миллион. Он не открыл передо мной ничего нового. И этот стиль через игру, клоунов какой-то нафталиновый. Я в такой манере спектакли не воспринимаю. Здесь много разных придумок лишних. И это лишнее затуманивает смысл истории этого парня. Огромное количество трюков, безумных вещей... Мне, в конце концов, стало грустно. Поэтому я считаю, что такой театр сейчас несовременен. Спектакль должен заставить задуматься. А вчера было очень долгое яркое зрелище, насыщенное интересными придумками, но в единое целое это так и не сложилось.

— А если рассматривать этот спектакль с точки зрения актерского мастерства?

— Здесь у меня нет никаких претензий. Актеры хорошие, яркие. Игра замечательная.

 

Кристина Богатырева

Ежедневный молодежный вестник M@rt.kontakta