Театр у моста - 2010

2010


10.04.2010 Чудо простых Чувств

Снова приехал замечательный пермский театр «У Моста». Снова привез Мартина Макдонаха. Вопрос, конечно, возникает — отчего не еще что-то из своего потрясающего репертуара: Гоголь,Булгаков, Шекспир, Чехов... Вопрос остается без ответа. А привезен Макдонах, и, помимо того, что мы уже видели, — премьера: «Калека с Инишмана». Автор спектакля (режиссер и сценограф) — Сергей Федотов.

По окончании спектакля он вышел к публике, прервал аплодисменты бешеные!)и рассказал, что всего несколько дней тому назад они вернулись из Ирландии, где, в том числе, побывали и на острове Инишман тоже.
Километр в длину, полтора — в ширину, 150 жителей, гостиница, ресторан, почта, школа — всё! «Мы поняли, что „наша Ирландия“ соответствует той, что мы увидели в реальности...» Отрадное для режиссера наблюдение — впрочем, и без «выезда на натуру» давно очевидно: Ирландия Сергея Федотова подлинна высшей подлинностью, той редчайшей (в самом деле — редчайшей) интуицией, когда, смотря спектакль, ты принимаешь всё, —от предельно банального — до предельно вычурного.
Еще когда я впервые увидел федотовского Макдонаха («Красавица из Линэна» в том же помещении театра «Практика», очень тесном, словно со всех сторон зажатом, — и очень к Макдонаху подходящем),
тогда еще я подивился особой манере, в которой разговаривают его актеры, с которой никогда не сбиваются и в которой никогда не фальшивят. В манере этой — лукавство в соединении с наивностью, цинизм и чистота, бездонная прозрачность и откровенное лицедейство. То, что у иных актеров и иных режиссеров звучало бы наигрышем,— здесь предельная точность и абсолютное «попадание» в стилистику.
В кадрах знаменитого фильма 1934 года (время действия пьесы!)"Человек из Арана«, которые спектакль открывают (словно заставка, либо эпиграф) и которые его завершают, — безбрежность морской стихии, предполагающая широту горизонтов, некую вольницу. Потому,когда тут же, «встык» мы переносимся из грезы в реальность, — она,реальность эта, оказывается еще
тоскливее и безрадостнее. Тесный магазинчик с низким,давящим, придавливающим потолком, старой престарой мебелью,полками,заставленными банками с горошком, которые давно никто не покупает... Пристрастие Федотова к «быту» — одна из неотъемлемых составляющих его подхода к текстам и сюжетам Макдонаха: в этих всегда тесных, словно бы невозможных для жизни, пространствах,— происходит жизнь его персонажей. Невеселая жизнь, в которой Событиями могут оказаться «новости», которые неутомимо разносит олицетворение местной молвы Джоннипатинмайк, — странный, забавный человек; если поначалу,он, как кажется, вполне оправдывает свое прозвище «пустозвона», — потом мы поймем, сколь все совсем не так. Артист Иван Маленьких (в «Красавице из Линэна» — незабываемый исполнитель роли Мэг, матери главной героини) играет его шумно, гротескно, шаржировано —а ты ощущаешь естественного и живого человека, стесняющегося собственного сострадания и скрывающего его.
Главным, что угадано и что сыграно, — чистота и нежность, доброта и отзывчивость, забота и внимательность. Вроде бы грубоваты, подчас вульгарны, подчас неумны. А на самом деле отдаленность от цивилизации" позволила этим людям сохранить все то человеческое, что не слишком реально «на континенте», а лишь «на острове». Потому так невероятно трогательны и две немолодые тетки главного героя Кейт (Марина Шилова) и Эйлин Ирина Молянова): мужеподобные,с хриплыми голосами; и немногословный Доктор (Андрей Молянов), и смешной переросток Бартли (Сергей Мельников)...
Центр действия и средоточие сюжета — главный герой, Калека Билли. Молодой актер Василий Скиданов в этой роли — невероятная удача! Несчастный, нелепый, жалкий — он через несколько минут неизбежного привыкания, окажется — потрясающе прекрасным! Умные,выразительные глаза, дивная мимика, лукавый мудрец и наивный ребенок. Застенчивый, мучительно ощущающий свое физическое несовершенство, всю свою короткую жизнь живущий желанием услышать правду о собственных родителях: отчего погибли и, главное, — любили ли они его, несчастного
уродца... Джоннипатинмайк рассказывает Билли красивую душещипательную историю о том, как его родители утопились, предварительно оформив страховку, на которую и происходило его лечение в начальную пору жизни. Потом, из разговора Кейт и Эйлин мы узнаем, что правда — и страшнее, и, как ни странно, благороднее, и настоящим спасителем Билли был именно «пустозвон» Джоннипатинмайк. Но в красивую легенду Билли поверил
— потому что сейчас озабочен он совсем другим: бедный калека — влюблен!
Юная Хелен в исполнении Марины Бабошиной — такая оторва и такая шалава! Но — обаятельна! Вопреки — собственному тексту, как кажется, жутко вульгарному, и даже собственным поступкам, в которых, впрочем, неизвестно еще, чего больше: нахальства или смущения. Сцена их объяснения! Если можно в отношении с трудом переставляющего непослушные ноги калеки написать слово «обольстительный» — то это именно тот случай.
Да и просит он о немногом: вечерком «прогуляться»... Сначала Хелен его «посылает», потом, вернувшись, дает согласие. Сцена «репетиции» прогулки (не написанная автором!)— да, сентиментальна, вызывающе
сентиментальна! И что с того! Сначала — порознь и «враздробь», потом — почти синхронно, и почти в ногу, и почти вместе... Впрочем, сентиментов не позволит автор: Билли кашляет кровью, возможно, ему немного осталось.
Как мне показалось, смысл (и пафос!) финала в том, что то, что осталось, Калека проживет как Человек.
По аналогии с «Человеком из Арана» как Человек с Инишмана.

P.S. Изумительное и редкостное свойство режиссера Сергей Федотова — бесстрашие простых чувств, — неизменно подчиняющее себе зал. Жаль, что его московские коллеги по цеху в «чужие» залы не ходят — а то, как знать, может быть, и задумались о чем-то, со всеми этими своими «изысками», друг на друга похожими, словно из одного инкубатора. Хотя им то, бедным, представляется, что очень изобретательны и оригинальны... Так, рискните, проявите один раз оригинальность — сделайте просто.



Юрий Фридштейн

Журнал «Планета КРАСОТА», 9 апреля 2010 (№ 2)