Театр у моста - 2010

2010


18.02.2010 "Калека с Инишмана" в Москве: публика устроила овацию

Ирландского драматурга Мартина МакДонаха сегодня ставят в России, кажется, все.

В Москве его пьесы идут в «Сатириконе», в МХТ имени Чехова, шла его пьеса в Вахтанговском театре, а в Россию, надо сказать, пьесы МакДонаха пришли, уже имея за плечами европейскую известность. После снятого по собственному сценарию фильма «Залечь на дно в Брюгге» драматург приобрел признание и как режиссер. Некоторые успели его у нас сравнить с Шукшиным, хотя, наверное, можно с не меньшим основанием и также неточно сравнивать МакДонаха с Хармсом и даже с Сорокиным, — ирландский драматург замечательно строит диалоги, играет стилями, так что, бывает, что вроде ничего смешного и нет, а публика хохочет. Но так не всегда, — скажем, очень часто пьесы МакДонаха кажутся невыразимо скучными. Никого не хочется обижать, особенно не хочется обижать Константина Райкина, но это так.

Пермский театр «У Моста», которым руководит Сергей Федотов, в России открыл МакДонаха первым. И смею сказать, — нашел, пожалуй, самую точную форму для его невеселых разговоров.

Когда после первого вечера, когда на сцене московского театра «Практика», сыграли «Калеку с Инешмана», началась овация, Федотов решился на смелый шаг: он рукой остановил аплодисменты, чтобы поделиться искренним своим удивлением: они вот только что были в Ирландии, играли там, а потом решили заехать на этот самый остров. Привезли оттуда какие-то вещи, занятые теперь в спектакле. Но главное — остров оказался как раз таким, каким его придумал режиссер и сыграли актеры. На нем живут 120 человек, в центре острова стоит кафе и почта, в школе — 15 учеников и совсем нет полицейских. Такая дыра... В пьесе МакДонаха эта фраза — как лейтмотив: заслышав, что где-то по соседству видели черного, или немца, или француза, герои радостно восклицают: «Значит, Ирландия не такая дыра, если к нам приезжают немцы, цветные, французы...»

Пермский театр «У Моста» — вообще из известных, он уже не раз участвовал в Золотой маске, но почему еще раз не похвалить: это — редкий случай настоящего репертуарного театра, где на сцене не просто замечательно играет один или два, а все хороши, потому что это — ансамбль, и глядя, как трудно перебирает ногами и руками главный герой-калека, возжелавший уехать в Голливуд и сниматься в кино, не смеешься, а восхищаешься им. Так что социально-терапевтическая роль этого спектакля тоже очевидна. А кто не успел посмотреть спектакль сейчас, имеет шанс увидеть его в апреле, когда «Калеку» снова привезут — уже на конкурс «Золотой маски».

 

Реплика Григория Заславского на радио «Вести ФМ»