Театр у моста - 2010

2010


24.01.2010 Возвращение Свифта

Театр «У Моста» поставил спектакль по пьесе Григория Горина.Ставить ироничную пьесу «Дом, который построил Свифт» в театр приглашен известный режиссер Виктор Шрайман.

В афише театра «У Моста» этот спектакль назван короче — просто «Свифт». Виктор Шрайман, создатель своего кукольного театра «Буратино» в городе Магнитогорске, уже ставил горинскую пьесу — около 25 лет назад. Так что вариант в театре «У Моста», можно сказать, восстановление того легендарного спектакля.

— Пьесу Григория Горина «Дом, который построил Свифт» мы в Магнитогорске поставили первыми в стране, — вспоминает Шрайман. — И фильм Марка Захарова, и телеспектакли были уже потом. Сам Горин был на нашем спектак-ле в «Буратино», и в антракте он назвал наш театр европейским. Так высоко оценил постановку пьесы.

Ироничный и глубокий спектакль про судьбу великого ирландского сатирика Шрайман больше не ставил ни в одном театре. Предложение руководителя театра «У Моста» Сергея Федотова поставить в Перми «Свифта» оказалось неожиданностью.

— Этот спектакль был очень дорог мне, но с его постановки прошла уже четверть века, — размышлял режиссер. — А Федотов сказал: «Я хочу вернуть вашей душе тело». И тогда я согласился поставить «Свифта» снова...

Спектакль «Свифт» — о сложных взаимоотношениях художника и общества, художника и власти, об исцеляющей силе искусства, о делах сердечных и даже о судьбах эмигрантов. Сказочные персонажи из свифтовского «Гулливера» — великан Глюм, лилипуты, господин Некто, живущий так долго, что забыл свое собственное имя — то ли сумасшедшие, для которых и строил дом Свифт, то ли талантливая театральная труппа, на протяжении нескольких лет играющая один спектакль по хитроумному сценарию.

— К счастью — или к несчастью! — эта пьеса Горина снова стала актуальной, — считает режиссер. — К счастью потому, что мы можем снова вернуться к ней. А к несчастью потому, что болезненные, колючие вопросы этой пьесы вернулись в нашу жизнь. Например, отношения творца и толпы. Можно процитировать саму пьесу, один из персонажей в конце говорит: «Свифт нанял актеров, чтобы они донесли его мысль до зрителей. Но власть оказалась хитрее — она наняла зрителей». Это про наше общество, лишенное болевого порога, непробиваемого для сопереживания, про средства массовой информации, потерявшие стыд и чувство времени. Это драма художника, который не востребован — его едкие сатиры никого не злят, оставляют равнодушными, потому что их смысл не может пробиться к сознанию «йеху», олицетворяющих толпу.

Однако, по словам Виктора Шраймона, «Свифта» в театре «У Моста» нельзя назвать точным восстановлением его легендарного спектакля 25-летней давности. Здесь появились другие декорации, другая музыка — сохранились, правда, песни Вероники Долиной, написанные специально для этого спектакля. Появился новый важный персонаж — равнодушные и тупоголовые «йеху», толпа стала коллективным героем спектакля. По замыслу Горина, они семь раз появляются за окном Свифта, как раз напротив зрительного зала. Наблюдатели оказываются по обе стороны дома Свифта — зрители и толпа за окном могут полюбоваться друг на друга.

 

Марьяна Караева,

«Российская газета-Неделя» — Пермский край № 5084 от 14 января 2010 г.