Театр у моста - 2009

2009


10.10.2009 Перми нужен Гоголь

Самый популярный пермский театр «У Моста» вернулся из Киева, где почувствовал разницу...

Наша редакция преподнесла театру свой «подарок». 15 августа в «Пермском обозревателе» была опубликована наша статья «Днем с огнем», в которой был поставлен вопрос о том, когда же, наконец, местные власти уберут старые, ржавые гаражи при подъезде к театру со стороны улицы Куйбышева.

И надо же — убрали. Даже больше того, местные власти наконец-то повернулись к театру лицом. «До нынешнего сезона работники городского комитета по культуре были нашими злейшими врагами и карателями. Ранее они нами вообще не интересовались. Им было „до фени“. Между нами существовала стена непонимания. Сейчас же наш учредитель пошел нам навстречу. Теперь жизнь нашего театра стала их интересовать. Однако финансовых вливаний мы пока не получили», — рассказывает художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов.

Но наш подарок — ничто по сравнению с тем, который театр сделал себе сам. Совсем недавно он возвратился из Киева.

Искусство останется в веках

В столице Украины прошел III Международный театральный фестиваль современного искусства «Гогольfest». Его называют самым масштабным событием Украины. В программе фестиваля приняли участие театры из 15 стран Европы и Америки. За 16 дней «Гогольfest» посетили более 100 тысяч зрителей, было проведено 25 мастер-классов, показано более 30 спектаклей, около 40 музыкальных концертов, презентаций и выставок. Масштабность фестиваля во многом была связана еще и с тем, что 2009 год был ЮНЕСКО объявлен годом Гоголя.

«Мы не знаем, чем является современное искусство сегодня. Искусство — это то, что останется в веках. Но мы искренне надеемся, что в этой безумной „алхимической лаборатории“ каждому удастся открыть свой секрет творения и найти в себе мгновение тишины. Он будет многоликим, полифоничным, многоголосым, словно огненная птица, что ночами рвет золотые яблоки в райском саду бессмертия, ибо, меняя языки, ритмы, формы и направления, искусство учит наши сердца видеть сокровенную вечную суть. Культура, словно божественный орган, находит силу и полноту звучания, когда каждый человек — един и неповторим. Пусть „Гогольfest“ станет невероятным путешествием в неизведанное, сказочным лабиринтом встреч, мудрым безумством, которое стоит того, чтобы сознательно пройти его сполна», — сказал на его открытии организатор Влад Троицкий.

Опять МакДонах!

И театр «У Моста» прошел его сполна. Однако на фестиваль театр привез не спектакли великого писателя, а две пьесы «культового ирландца» Мартина МакДонаха «Череп из Коннемары» и «Красавица из Линэна». Это была попытка познакомить украинских зрителей с его творчеством, которое до сих пор было неизвестно на Украине. И, несмотря на явную авангардность «Гогольfesta», на спектакли «У Моста» собралась вся элита Киева: журналисты, критики, художники, режиссеры. Два первых ряда были заполнены телекорреспондентами, фотографами, радио и газетными журналистами. Но самым трудным испытанием для актеров стало устройство зала. Фестиваль проходил в гигантском пространстве бывшего оружейного завода «Арсенал» (ныне называется «Мистецький арсенал»). В зале невероятных размеров со старинными колоннами и сводами — расстояние от сцены до последнего зрительского ряда составляло более ста метров — поэтому актерам приходилось преодолевать еще и очень гулкую акустику, с чем они блестяще справились. После спектаклей зал взрывался бурными аплодисментами и криками «браво!», артистов зрители приветствовали стоя.

Успешное выступление «У Моста» на киевской сцене принесло театру новое приглашение в Киев. Уже через месяц на сцене киевского драматического театра «Браво» пермяки сыграют три спектакля М.МакДонаха: «Череп», «Красавицу» и «Калеку с Инишмана». Несколько театров украинской столицы пригласили художественного руководителя театра Сергея Федотова на постановки.

Рассказывает Сергей Федотов:

— «Гогольfest» имеет три существенные особенности. Особенно они были заметны на фоне фестиваля «Территория», который примерно в это же время проводился в Перми. Направленность пермского фестиваля Сергей Федотов так и не смог понять. Во-первых, «Гогольfest» проводится на частные деньги. Если министерство культуры Украины и выделило средства, которые на момент его проведения даже не были получены, то они покроют в лучшем случае 7% его бюджета. Пермский минкульт выделил «Территории» более 30 млн. (!) бюджетных рублей. Из «частников» желающих не нашлось.

Второе. Проводился фестиваль на огромных площадях завода «Арсенал». Это примерно 20 тыс. кв. метров. При этом театральные спектакли шли на пяти площадках, на остальных — экспозиции визуального искусства, художественные выставки, артхаусное и документальное кино, камерная и электронная музыка, современный танец. В Перми фестиваль проводился на площадях музея современного искусства, а также на площадке оперного театра, да и то потому, что фестиваль арендовал у него сцену.

И третье. Большинство из представленных на фестивале спектаклей было украинского «производства», а не иностранного. В Перми же на суд публики, которая абсолютно никакого интереса к «Территории» не проявила, был представлен всего один пермский спектакль «Орфей». «В Перми что, нет своих театров, или им нечего показать? Взамен нам предлагают полную ахинею — „Театр в тюрьме“, сыгранный „профессиональными“ зэками в то время, когда самодеятельный театр в стране умер! Мне стыдно за свой город. А вот украинцы гордятся своей страной. Мы хотим сделать что-то такое, чтобы не было стыдно за свою страну, сказал мне Влад Троицкий, страну формирует, прежде всего, культура, а именно искусство. Деятель искусств должен направлять в будущее взгляд молодежи, которая должна не только смотреть вульгарное телевидение и читать вульгарные журналы, а все-таки думать о будущем, чтобы потом не было стыдно перед собой, перед своими детьми. Мы должны сделать так, чтобы наши дети хотели жить в этой стране».

Вот и получается, что в «отсталой и нищей» Украине любят искусство в себе, а в «культурной столице России», Перми, культурные чиновники любят себя в искусстве. Как писали раньше в советских газетах: два мира — две системы. Или по-современному: почувствуйте разницу.

P.S. 5 × 6 ноября театр с макдонаховскими постановками ждут на фестивале «Драбина» («Лестница») во Львове в качестве почетных гостей. Там же Федотов проведет мастер-класс по методологии Михаила ЧЕХОВА и расскажет о принципах сценической работы с эстетикой МакДонаха. Помимо этого «У Моста» 8 октября отправился в Египет. В Каире он принимал участие в фестивале «Экспериментальный театр».

 

Екатерина Оборина

«Пермский обозреватель», 10 октября 2009 г.