Театр у моста - 2009

2009


12.06.2009 Детектор лжи «У Моста»

Если Вы, Скептик, никогда не верили в существование коллективного гипноза, никогда не ерзали у телевизора в окружении готовых к сеансу подзарядки банок с водой и тюбиков крема, то немедленно бегите на премьеру комедии «Детектор лжи» по пьесе Василия Сигарева, где сможете узнать обо всех тонкостях такого рода чудес у главных специалистов по мистике и загадкам подсознания — у Сергея Федотова и актеров Театра «У Моста»...

Герои сигаревской истории, этого «а-ля-советского-ретро» попадают в умопомрачительную ситуацию: Борис Бызов (В. Ильин) пьяным спрятал заначку и забыл куда. Его жена Нина (М. Шилова) решает пригласить для «допроса с пристрастием» своего незадачливого мужа настоящего Гипнотизера (А. Молянов). Одним сеансом гипноза, герои ограничится, конечно, не смогли — в итоге в руках скромного «специалиста» окажется не только уличенный во всех «смертных грехах» муж, но и шумная жена-скандалистка. Поэтому приход скромного психиатора-доцента превращает привычную жизнь Бызовых в настоящий аттракцион и сумасшедшее представление с элементами научно-популярной магии, фантастики и фокусов с разоблачением. Причем разоблачений самых разных, вплоть до метафизических. Во время сеанса открываются даже бессознательные желания скромных обитателей хрущевки, например, подавляемую тягу к тому, чтобы примерить на себя судьбы великих. Так, неожиданно в образе Бориса может промелькнуть и философ Конфуций, и Альфред Нобель, а увенчанная вечными бигудями Нина может оказаться и кокетливой «импортной дивой» Мерлин Монро, и советской королевой «Карнавальной ночи».

Сюжетная интрига спектакля становится зависимой буквально от самых непредсказуемых сил: от погрузившихся в загадочные сферы бессознательного персонажей, действие, реакции и буквально траекторию движения, которых предугадать невозможно. Как, впрочем, невозможно угадать и то, какие еще безобидные и не очень... обманы раскроются в семействе Бызовых. Все начинается с тортов, съеденных втихаря в новогоднюю ночь, а заканчивается изменой с крановщицей...

Ситуация становится неуправляемой даже для главного мага, Гипнотизера Лебедева, который в исполнении Андрея Молянова оказывается сверхкомичным, неуверенным в себе интеллигентным доцентом. Его присутствие на сцене становится особым эпизодом в серии бызовских «аттракционов»: его смешащая зрителей нелепость и неудачливость даже в попытке открыть «по-советски надежный, но легкий в обращении» замок «разоблачает» драматическое содержание этого героя. Для одинокого и неуспешного Лебедева приход к Бызовым — это своего рода испытание, выход в сумасшедший и неправильный мир, где ему дико неуютно.

Актерам удивительным образом удается сыграть эту гомерически смешную, слегка фарсовую историю, сохранив весь внутренний драматизм и нарастающую с каждой минутой спектакля серьезность разоблачений. Но самое главное, в версии театра «У Моста» присутствует еще одна важная для современной драматургии тема — наивная и искренняя тоска по настоящему и вечному. Ведь за дико узнаваемой, типичной семейной перебранкой Бызовых из-за непочиненной лампы, неряшливости и вредных привычек мужа скрываются трогательные и хрупкие отношения людей, разучившихся говорить друг другу о своих чувствах, людей, замученных каждодневной бытовухой.

Владимир Ильин находит для своего персонажа очень точную пластику и интонацию — героя, внешне не «многословного» и неспособного на глубокую привязанность, но при этом пронзительного и переживающего то, что он может быть не достойным своей Нины, которая «лучше любой Гурченко». Марина Шилова сочиняет героиню, для которой бытовые проступки мужа именно потому становятся катастрофой, что она на самом деле боится, что он ее разлюбит... Неслучайно, в спектакле особым героем становится музыка (песни советского романтика Б. Антонов...), замечательная той наивностью и целомудренностью, которая современному ироничному сознанию теперь уже кажется настоящей экзотикой и комичной простотой. В спектакле «Детектор лжи» музыкальный сюжет оказывается подтекстом, таким желаемым и сентиментальным хэппи эндом, который заставит забыть все обиды, ошибки и обманы... Возможно, поэтому радио подчиняется всеобщей неуправляемости — врывается в диалоги и действия героев, пытаясь намекнуть им на что-то очень важное...

Но самое потрясающее, что стремительная энергия спектакля, построенного как сменяющие друг друга речевые и пластические аттракционы, и атмосфера ретроигры оборачиваются для зрителей настоящим сеансом коллективного гипноза, благодаря которому становится возможными и путешествие в наше недалекое и загадочно обаятельное прошлое, и невероятно единодушное погружение в веселую и трогательную историю из жизни одной семьи.

 

Екатерина Самойлова

Российский еженедельник «политком» «Прикамье», 12 июня 2009 г.