Театр у моста - 2009

2009


07.06.2009 «Хочется потрясений, и жизни хочется...»

«Театр у Моста» в очередной раз доказав свою любовь к смелым экспериментам, поставил спектакль «Курица» по одноименной пьесе Николая Коляды. Автора яркого и неоднозначного.

И дело тут отнюдь не в конфликтах с екатеринбуржской культурной властью, а в создании особой уральской школы театра, где не боятся выводить на сцену грубоватых людей с улицы и разговаривать на их языке.

Экспериментальность «Умостовцев» заключается не только в обращении к эстетике Коляды, но и в выборе конкретного текста. Созданная еще в 1989 году «Курица» неоднократно ставилась в России, Польще, Чехии, Венгрии. В 1991 году вышел художественный фильм с участием таких «звезд» российского кино как Светлана Крючкова и Наталья Гундарева. Наконец, несколько лет назад сам Коляда ввел «Курицу» в репертуар своего «Коляда-театра». А значит, театр Сергея Федотова изначально поставил для себя высокую планку. Сказать новое после уже сказанного, не повториться в прочтении. И это получилось.

Режиссер вслед за автором пьесы приоткрыл закулисье провинциального театра, где в замысловатом адюльтере замешаны сразу четверо. Ведущая актриса Алла (М. Шилова), пытающаяся разобраться с молодой Нонной по прозвищу Курица (М. Сигаль), любовницей своего мужа администратора театра Василия (И. Бабошин). Главный режиссер театра Федор (А. Молянов), «случайно» спрятавшийся под одеялом в комнате Нонны. Бывшая жена Федора Диана, узнавшая от подруги о похождениях экс-супруга. Легко поддающийся пересказу материал на поверку оказался весьма непростым. Лежащая в основе сюжета интрига несла соблазн водевильной трактовки.

На первый взгляд, так оно и получилось. Персонажи заметно играют и даже переигрывают, усиленно жестикулируют, принимают ломаные позы. А созданный сценический мирок, представляющий собой комнату в общежитии, полон интимного хлама: видавшие виды предметы быта, старые фото, безвкусная кичевая одежда, в конце концов, грязное бельё. Но неискушенный массовый зритель не дождется очередной серии «большой стирки». Посреди всего этого жалкого и пошлого скарба висят афиши «Чайки» и «Ромео и Джульетты» как знак того, что есть еще в душах героев нечто высокое и настоящее.

И оно постепенно выходит на поверхность, обнажая конфликт между явлением и сущностью. Самоуверенные, местами хамоватые Алла и Диана на деле оказываются хрупкими и мечтающими о нехитром женском счастье. Занимающие начальственные должности Федор и Василий — слабовольными мужчинами, тоскующими не по интрижке, а по материнской любви-жертве, любви-состраданию. И даже дерзко смеющаяся над семейными драмами «скверных толстых баб» Нонна в финале подтверждает прозвище Курицы — птицы, которой не дано улететь. А значит, перед нами трагедия людей, заигравшихся, путающих жизнь и сцену, себя и свое амплуа. Подтверждением этому являются нелепые, а потому узнаваемые вкрапления в речь героев монологов из пьес Островского и Чехова. Нелепы и театральные попытки самоубийства то в духе Катерины из «Грозы», то в духе героев Достоевского. Все это — показатель того, что классикой внутренний мир современного человека уже не выразишь, и нужно искать новые слова.

Как известно, сам Н. Коляда давно отстаивает право на грубый язык в своих пьесах. Но для него это не провокационный ход, а проявление адекватности речи персонажу. Вслед за М. Горьким автор устраивает «хождения в народ», бережно собирая людские перлы. Вдоволь насладиться ими можно и в «Умостовской» постановке. С одной стороны, от души посмеяться. С другой, отметить, что Алла, призывающая молодую соперницу «поморозить сопли», или Диана, с чувством оскорбленного достоинства твердящая фразу «я не пьяная», естественны, а потому симпатичны и режиссеру и зрителю.

В целом Сергею Федотову удалось поставить удивительно смешную и трогательную трагикомедию о людях, которым, по словам одного из персонажей, «хочется потрясений и жизни хочется». О том, как защита своего внутреннего мира превращается в постоянное ранение других. И наконец о провинции с ее вечными проблемами и комплексами, а значит — и о нас самих.

 

Анна Царевская

«Аргументы и факты», № 24, 2009