Театр у моста - 2009

2009


26.05.2009 «Жертвы гипноза»

В театре «У Моста» необычный эксперимент: постановка «Детектор лжи» по пьесе Василия Сигарева, которая удивила, прежде всего, взглядом Сергея Федотова на текст новой драмы.

Вместо «чернушной эстетики» режиссер размышляет о явлении «нового сентиментализма», который стал одной из примет современной литературы. При этом чувствительность и восприимчивость в современном варианте иногда становятся невероятно противоречивыми. Премьерный спектакль театра «У Моста» — «Детектор лжи» (В. Сигарев) ошеломил, насмешил, растрогал...

Герои — обитатели советской хрущевки — Надежда и Борис Бызовы (М. Шилова, В. Ильин) оказываются участниками настоящего эксперимента. Бытовой эксперимент перерастает в настоящий «катаклизм». Забытая мужем заначка оказывается не просто причиной бытовой драмы, но вырастает до масштабов катастрофы. Виной всему — Гипнотизер (А. Молянов), приглашенный обиженной женой в качестве специалиста по поиску утерянных вещей. Этот персонаж, с одной стороны, является приметой времени, игрой с постсоветской увлеченностью программами типа «Очевидное-невероятное», научно-популярными и экстрасенсорными чудесами в лице Кашпировского, Чумака т.д. и т.п. С другой стороны — литературный ореол Гипнотизера тоже ощутим. Это игра и с Графом Калиостро, и гипнотическими проделками свиты Воланда. Только в этой почти современной истории былое величие загадочных предшественников Лебедева мерцает едва-едва, ведь вышедшие из-под контроля в ходе сеанса герои превращают его самого в «жертву гипноза». Загипнотизированные герои управляют и гипнотизером, и ходом всего спектакля, становятся источником стремительного комедийного и драматического развития. Их взаимные разоблачения и внезапная власть над подсознанием друг друга постепенно разрастается до страшных открытий: сначала втихаря съеденный торт, потом проигранные в наперстки деньги, затем случайная измена с крановщицей и невероятные подробности из прошлой жизни...

Для Гипнотизера происходящие в квартире Бызовых события оказываются поводом для собственных переживаний и шансом преодолеть свою ущербность и беспомощность перед миром. Его история разворачивается параллельно с гипнозом-аттракционом и вырисовывается из коротких эпизодов и перерастает в утопическую попытку спасти мир хотя бы в одной отдельно взятой квартире и, может быть, через это доказать себе самому свою состоятельность.

В Театре «У Моста» очищенная от новодрамной тяжести пьеса «Детектор лжи» превращается в блестящую комедию положений, музыкально и интонационно выстроенную как легкая и ироничная игра в «ностальжи» по 80—90-х годам.

Но главная прелесть этого спектакля в том, что в нем становится очевидна тоска современных авторов по живому и целомудренному в театре и литературе. Ведь через Гипнотизера, сам Автор-Сигарев проговаривается о своей попытке — перепрограммировать «чернушные» издержки новой драмы на иной сюжет, вернуть своим героям наивность и трогательность, которую, безусловно, умеют угадать в театре «У Моста».

 

«Дело и К», № 10, 26 мая 2009 г.