Театр у моста - 2009

2009


20.05.2009 Любовь под гипнозом

Театр «У Моста» представил свой очередной эксперимент в области современной драмы, но на этот раз не ирландский, а русский вариант шокового театра...

Спектакль «Детектор лжи» поставлен по пьесе известного во всем мире драматурга Василия Сигарева, ставшего обладателем многих международных литературных премий. Он единственный лауреат в России самой престижной мировой театральной премии «Evening Standard» в номинации «Самый многообещающий драматург года», которую вручил ему благородный сэр Том Стоппард. Его пьесы переведены почти на все языки мира, с огромной популярностью ставятся на театральных площадках Европы, исповедующих эстетику «прямо-в-лицо» («in-yer-face-theatre»).

Тексты В.Сигарева отличает умение в создании своих неожиданных и комических историй со вкусом балансировать на грани шокирующей откровенности, иногда даже легкой «чернушности», без которой сейчас не обходится ни одна новодрамная пьеса. Но при этом, в каждой пьесе драматурга существует переход из бытовой реальности — в пространство размышлений об извечных вопросах — безобидных обманах и изменах, любви и равнодушия, каждодневного бесчувствия к переживаниям близких людей. С этой точки зрения, заигрывания с грубоватой лексикой и интонациями отходят на второй план. В пьесе «Детектор лжи» — проводником этого путешествия в «вечное» становится не совсем обычный герой, обладающим фантастическим и притягательным для советской действительности ореолом: в обычную рутинную историю о жене, разыскивающей заначку, которую спрятал пьяный муж, врывается фигура из потустороннего мира: помощником в поисках оказывается ...Гипнотизер. Только в варианте театра «У Моста» — этот персонаж, претендующий на роль автора и «властителя судеб», превращается в комическую фигуру, незадачливого и несчастного чудака, для которого этот приход в квартиру становится отчаянной попыткой исправить вдруг открывшийся в мире изъян. Именно поэтому, сыгранные В.Ильиным, М. Шиловой и А. Моляновым, сигаревские герои получились взрывными по-детски, отчаянными, обидчивыми, переживающими любую бытовую деталь как личную катастрофу. Борис Бызов (В. Ильин), прежде всего, интересуется у гипнотизера, куда исчезают торты в новогоднюю ночь, не съедает ли их жена... Нину Бызову (М. Шилова) волнует армейское прошлое мужа — служил все-таки он в кремлевских войсках или в обычном стройбате. Именно с этих невинных вопросов и начинается серия случайных взаимных разоблачений, приводящих героев к страшному переживанию того, что они в действительности совсем могут не любить друг друга...

Сергей Федотов решает сигаревскую «комедию положений» как ретро-историю, особо акцентируются приметы к. 80-х — нач. 90-х годов (звучащая в спектакле музыка, электробритва, приемник, «классический» сервант). Такие реалистические подробности не просто создают атмосферу на сцене, но превращают спектакль почти в «придание из прошлого», помогают встать на точку вненаходимости, стать наблюдателем, который может увидеть «свое, родное, узнаваемое» как бы со стороны.

 

«Аргументы и факты», № 21, 20 мая 2009 г.