Театр у моста - 2007

2007


20.03.2007 Спектакль о любви

Кто-то из великих определил поиск счастья как поиск чистоты, движение в высшие сферы, свободные от тягот этого мира, его пороков и недолговечности чувств. В этом эфире любви растворяются все ошибки прошлого и несовершенство мира, обиды и злоключения, пройденные дороги…Если есть в произведениях искусства то, что ярче всех прочих выразило эту мысль, то это «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. И если есть театр, способный вдохнуть жизнь в кристалл чистоты – это, несомненно, театр «У Моста».

Сергей Федотов подобрал мистический ключ к этой волшебной и печальной истории, в которой он и его актеры увидели куда больше Света и Чистоты, непосредственности и цветения, чем грусти и боли утраты. Атмосфера этого спектакля живой водой прольется на наши душевные раны и затянет их надежной на Возрождение Жизни и Чудо подлинного Чувства.

Итак, гаснет свет, и мы оказываемся в Вероне с неповторимым итальянским колоритом, блестяще подчеркнутым сценографически (на сцене, казалось бы, знакомый нам «Глобус», однако, увитый лозой, с балкончиками и изящными оконцами, орнаментами и гербами семейств он преображается и уже не кажется тем спрутом, что сковывал души героев «Гамлета»), в каждой детали убранства, музыкально, в потрясающих по масштабу батальных сценах и окрашенного красками подлинно итальянского темперамента актерской игры. Первая сцена задает спектаклю такой ритм и «градус» проживания истории, что стремительность развития сюжета воспринимается органично и приковывает внимания зрителя. Атмосфера конфликта, обостренного, напоенного страстями, но при этом по природе своей нелепого и бесплодного (как и большинство конфликтов) точно иллюстрирована слугами Монтекки и Капулетти в исполнении актеров театра «У Моста». Когда на сцене возникает взрывной и опасный Тибальт (М.Орлов), остроумный и обаятельный Меркуцио, и воздух предельно наэлектризован, кажется сейчас мы увидим во плоти эти вспышки ненависти, эту жажду крови…

Великолепны главы семейств, в особенности Капулетти (И. Маленьких и М.Шилова) – так объемно и достоверно они прорисовывают эту вязь взаимоотношений внутри семьи, так трогательны в своей любви к дочери и так бескомпромиссны в ненависти к врагу и укоренены в жажде большей власти. Их парные сцены всегда превращаются в поединки, темпераментные и психологически сложнейшие и верные. Подлинно шекспировское существование на сцене.

Брат Лоренцо – этот странный отшельник, поглощенный идеями настолько, что сил на их воплощение и противостояние злу просто не остается. Владимир Ильин представляет нашему вниманию образ многогранный и необыкновенно самобытный, а то, как его герой переживает за судьбу влюбленных и как сражен ударом, когда осознает, что не смог их уберечь – моменты ярчайшего актерского вдохновения, за которые мы всегда благодарны этому театру.

И, наконец, сокровище этого спектакля — незабываемый талантливейший дуэт А. Агафоновой и В. Скиданова. Сергею Федотову как режиссеру удалось добиться в этом дуэте не просто сплетения, но подлинного слияния душ. Это две непорочные, чистые Души, два ребенка, верящие в добро и справедливость и силу собственной вечной любви. Эти двое, взявшись за руки среди всей окружающей их скверны, срываются в бездну и летят с оглушительной скоростью к неминуемой развязки. Это великое достижение живого театра – с первого взгляда на пышном балу, с первого свидания под балконом передать эту двойственность рокового чувства – Великое Счастье и отголосок гибели. Их игра, этот дуэт, каждый вздох, каждое слово – это музыка для сердца. Это необходимо увидеть, нет, пережить! Это потрясение, очищающее душу и вселяющее надежду.

Джульетта трепетна, вся соткана из надежд и ароматов весны, Ромео – благородный и влюбленный – в Джульетту, а значит в жизнь. И когда разрывает сердце трагический финал (не будем пересказывать Шекспира), отблеск их великого чувства озаряет горечь момента. Пусть примирением. Пусть запоздалым…

Безусловно, картина была бы неполной, если бы не невероятная кормилица в исполнении В.Проскурниной. Она играет с таким азартом, такой искренностью, такой характерностью, это бесспорно единственная в своем роде – в плеяде сыгравших эту роль в театре и в кино – это Фигура. А ее материнская привязанность к Джульетте (пусть и странноватая) вызывает в нас нежность и сочувствие.

В блеске страз и гламура сегодняшнего театрального пространства этим спектаклем театр «У Моста» открывает истинную ценность бытия. Это настоящее золото. Оно не блестит. Оно горит огнем, тем, что указывает путь к чистоте, цветению, возрождению, жизни духа. Это спектакль для молодых – прежде всего душой. Он о Любви. Все просто. А значит…..

 

«Дело и К», № 7 (72), 20 марта 2007 г.