Театр у моста - 2006

2006


09.06.2006 Русский Фауст в театре «У Моста»

В театре «У Моста» прошла премьера невероятной истории. Так называ­ют здесь спектакль «Термен». Пьеса чешского кинорежиссера и драма­турга Петра Зеленки, с которым художественный руководитель и режис­сер мистического театра познакомился в Чехии, впервые ставится на российской сцене. Сергей Федотов с товарищами предлагает воскре­сить в памяти имя гениального русского физика, музыканта, изобрета­теля телевизора и цветомузыки, родоначальника криотехнологий и мно­гого другого — Льва Сергеевича Термена…

История Термена потрясает, говорят в театре. В 1918 году было решено организовать военную электротехническую лабораторию, где Термен и создал сильный передатчик — приемник со слишком большой обратной связью и сильным звуковым взаимодействием. И оказалось, что когда изменяется емкость на расстоянии движу­щейся руки, происходит и изменение высоты звука. Именно этот прибор и стал прототипом терменвокса — музыкального инструмента и радиопередатчика в одной коробке — первого в мире бесконтактного инструмента, прародителя электронных синтезаторов.

Во время гастрольного турне за границей Лев Сергеевич получает из Америки заказ на две тысячи терменвоксов и незамедлитель­но же — разрешение на поездку. В действитель­ности он получил сразу две командировки — от военного ведомства как разведчик и от Мини­стерства культуры как музыкант. Это былаочень странная командировка длиной в целое десятилетие.

За изобретение подслушивающего устрой­ства Лев Термен получил в свое время Сталин­скую премию. Советская разведка использова­ла «жучок» для прослушивания американско­го посольства. Запад похоронил Термена в 1936-м. А он воскрес после десяти лет советских лагерей и дожил до девяносто семи.

Тема «Фауста» относится к разряду веч­ных тем, — говорит режиссер спектакля Сергей Федотов. — И каждая эпоха рождает свои колли­зии, где новый Фауст снова в отчаянии ищет контакты с новым Мефистофелем. Меняется их обличье, меняются конкретные условия их тайных взаимодоговоренностей, но суть одна - ради своего счастья Фауст вынужден отда­вать душу дьяволу«.

Первая сцена спектакля начинается с рас­сказа о том, как Термен играл в Кремле дляЛенина. Действительно, история сохранила факт, что в 1922 году Лев Термен продемон­стрировал Ленину свой электронный музыкальный инструмент. Впоследствии эту систе­му радиосигнализации установили в Эрми­таже и Гохране.

Специально для спектакля из Америки через того же Зеленку в Пермь были выписаны два настоящих терменвокса. Говорят, они стоят бе­зумных денег. Первые в мире электромузы­кальные инструменты, созданные в 20-е годы прошлого века, в полном порядке, хоть и выгля­дят необычно — ни струн, ни клавиш. Зато диапазон применения — от классических произ­ведений до свиста птиц. Звук на терменвоксе извлекается не касанием, а только движением рук перед специальными антеннами. «Когда мне привезли из Америки первый терменвокс, - рассказывает художественный руководитель Сергей Федотов, — я три дня от него не отходил, играл: это совершенно фантастическая музыка».

Артисты говорят, что космическое звучание терменвокса завораживает. Но предстоит еще очень долго учиться, чтобы извлекать из этого инструмента не только звук радиосигнала, но и достаточно гармоничную музыку. Хотя со вре­менем, шутят актеры, они готовы открывать школу по обучению игре на терменвоксе.

«Пермские новости», 9 июня 2006