Театр у моста - 2005

2005


16.03.2005 Влюбленные в Шекспира

Кто-то из великих определил поиск счастья как поиск чистоты, движение в высшие сферы, свободные от тягот этого мира, его пороков и недолговечности чувств. В этом эфире любви растворяются все ошибки прошлого и несовершенство мира, обиды и злоключения, пройденные дороги… Ярче всех прочих выразил эту мысль великий Шекспир в «Ромео и Джульетте». А театр «У Моста» вдохнул в пьесу новую жизнь. Режиссер Сергей Федотов подобрал мистический ключ к этой волшебной и печальной истории, в которой он и его труппа увидели куда больше света и чистоты, непосредственности и жизнеутверждающей радости, чем грусти и боли утраты.

Едва только гаснет свет, как мы оказываемся в Вероне с неповтори­мым итальянским колоритом: на сцене, казалось бы, зна­менитый шекспировский «Гло­бус», однако увитый лозой, с бал­кончиками и изящными оконца­ми, орнаментами и гербами семейств он преображается и уже не кажется тем спрутом, что сковывал души героев «Гамлета» — преды­дущей постановки дилогии. Теми же цветами подлинно итальянской страсти окрашен и рисунок актер­ской игры. Первая сцена задает спектаклю такой ритм и «градус» проживания истории, что стреми­тельность развития сюжета мгно­венно приковывает внимание зрителя. Атмосфера конфликта, обостренного, напоенного страстями, но при этом по природе своей неле­пого и бесплодного (как и большин­ство конфликтов), точно иллюстри­рована слугами Монтекки и Капулетти в исполнении молодых акте­ров театра. Когда на сцене возника­ют взрывной и опасный Тибальт (Михаил Орлов), остроумный и обаятельный Меркуцио (Сергей Детков) и воздух предельно наэлек­тризован, кажется, сейчас нас сме­тет ударной волной ненависти и жажды крови…

Великолепны главы семейств, в особенности Капулетти (Иван Маленьких и Марина Шилова) — так объемно и достоверно они про­рисовывают оттенки взаимоотношений внутри семьи, так трогательны в своей любви к дочери, так бескомпромиссны в ненависти к врагу и укоренены в жажде боль­шей власти. Их парные сцены все­гда превращаются в поединки, темпераментные и психологичес­ки выверенные. Наверное, таким и должно быть подлинно шекспиров­ское существование на сцене.

Отец Лоренцо — странный от­шельник поглощенный идеями настолько, что сил на их воплоще­ние и противостояние злу просто не остается. Весьма неожиданный в этой роли Владимир Ильин пред­ставляет публике образ многогран­ный и необыкновенно самобытный: то, как его герой переживает за судьбу влюбленных и как сражен ударом, когда осознает, что не смог их уберечь, — моменты ярчайшего актерского вдохновения, за которые мы всегда благодарны театру «У Моста».

И наконец, подлинная находка и открытие этого спектакля — неза­бываемый талантливейший дуэт совсем юных Анны Агафоновой и Василия Скиданова. Их игрой Сер­гею Федотову как режиссеру уда­лось добиться не просто сплетения судеб, а подлинного слияния душ. Это две непорочные, чистые души, два ребенка, верящие в добро и справедливость и силу собствен­ной вечной любви. Эти двое, взяв­шись за руки среди всей окружаю­щей их скверны, срываются в без­дну и летят с оглушительной скоростью к неминуемой развязке. Это великое достижение живого театра: с первого взгляда на пышном балу, с первого свидания под балконом передать эту двойственность роко­вого чувства — великое счастье и предчувствие гибели. Джульетта Агафоновой трепетна, соткана из надежд и ароматов весны. Ромео Скиданова — благороден и влюб­лен в Джульетту, а следовательно, и в жизнь. Безусловно, картина была бы неполной без невероятной кор­милицы в исполнении молодой актрисы Вики Проскуриной. Она играет с таким азартом, с такой ис­кренностью, что ее материнская привязанность к Джульетте (пусть и странноватая) вызывает в нас нежность и сочувствие.

По словам Сергея Федотова, в, казалось бы, хрестоматийном тек­сте Шекспира, постановкой которого не занимался, наверно, лишь лени­вый, ему и его соратникам удалось обнаружить не только несколько та­инственных загадок, но и найти к ним ключик. Одна из них, к приме­ру, заключается в том, что Шекспир, оказывается, — необычайно веселый автор, даже самые жуткие трагедии которого густо сдобрены юмо­ром и иронией, и поразительно со­временный! Но тайну этих явлений неожиданно открываешь только в мистериях «У Моста». Впрочем, пересказывать спектакль — дело неблагодарное. Приходите в театр, и Сергей Федотов, которого, кстати, после двух шекспировских пре­мьер в театре за глаза стали назы­вать «Шекспиром», поделится с вами наблюдениями над приро­дой страстей великого драматурга. Между прочим, уже в апреле по­клонников «У Моста» ждет еще одна встреча с Шекспиром. На этот раз — с «Двенадцатой ночью».

 

Анна Маркова

«Пермские новости», 16 марта 2005 г.