Театр у моста - 2003

2003


09.10.2003 Мистика бессмертна

«15 лет с мистикой» — под таким девизом провел свои юбилейные вечера пермский театр «У Моста». И уже этим, можно сказать, поставил вопросы. Например: ис­черпана ли инфернальная тема или она несет в себе массу возможностей для развития? В юбилейные дни не раз слышал эти вопросы от поклонников «У Моста». К коим принадлежу и сам.

Самым первым спектаклем, ко­торый мне довелось увидеть здесь, была «Женитьба». Сейчас уже всем ясно, что Гоголь — прежде всего мистический писатель. Тогда же, в 1992-м, для многих такая трактовка была настоящим новаторством. Спектакль театра «У Моста» выпадал из привычных, устоявших­ся рамок. Агафья Тихоновна, совсем как Светлана Жуковского, гадала по свечному огарку Подколесин, разбивая не­нароком зеркало, произносил такой мо­нолог, что становилось ясно — скоро на­ступит его смерть, а бес Кочкарев в финале проваливался под землю.

Без бесовских наваждений не обо­шлись, казалось бы, невинные «Игроки», «Ревизор» и «Брат Чичиков». Что уж го­ворить о «Панночке», ставшей сцени­ческим ужастиком, «черном» «Зве­ре», или «Драконе», создающем среди публики эффект самого настоящего шока.

Но времена меняются, и, казалось, театр меняется вместе с ними. На сце­ну вышли «Три сестры», сделанные вполне по Станиславскому, появил­ся «Гамлет», где было больше средне­векового площадного действа, чем обычной мистики. На их фоне выделялся увиденный зрителем в 1999 году спектакль «Мастер и Маргарита» воспринимавшийся как пик того самого мистического направле­ния. Каждый сценический «наворот», традиционно отличающий режиссуру Сергея Федотова, в «Мастере» был ис­пользован на все сто процентов. По­явление актеров в самых неожиданных местах, загробные реплики, игра с «четвертым измерением», когда задник то оттесняет актеров едва ли не в зрительный зал, то сам сдвига­ется вглубь сценической коробки, и многое-многое другое. По мнению художественного руко­водителя театра Сергея Федотова, ми­стическое направление неисчерпаемо. Практически вся русская классическая литература построена на мистике. И «У Моста» не думает расставаться с ней.

Репертуар недале­кого будущего только подтверждает эту тенденцию. В ны­нешнем сезоне ожидаются целых две премьеры по Достоевскому: «Село Степанчиково» и «Один день из жизни Мордасова» (постановка по «Дядюш­киному сну»). Раздолье для экспери­ментов?

Лично для меня, театр «У Моста» останется мисти­ческим навсегда. С точки зрения впечатляющих эффектов: постоянно попахивает серой, а во тьме горят то ли глаза, то ли го­ловешки из печки. Но есть ведь и другое. Мистика символическая (Блок). Мистика чело­веческих отношений (Чехов). Мистика абсурда (Даниил Хармс). Мистика ро­мантическая (Александр Грин). Мисти­ка сатирическая (Свифт, если угодно). Список бесконечен. А значит, театру «У Моста» есть что ставить еще долго.

 

Алексей Мелентьев

«Звезда», 9 октября 2003 г.