Театр у моста - 2001 - 2002

Электронная продажа билетов

Авторизация
Логин:
Пароль:

Зарегистрироваться Забыли пароль? Правила бронирования

2001 - 2002


27.07.2001 Артистам нужна любовь

Театр «У Моста» прочно прописался на одном из круп­нейших театральных фести­валей Европы «Театры евро­пейского региона». Фестиваль проходит в Градце Кралове в седьмой раз и явно стремится стать «чешским Авиньоном». В этом году в нем участвовали 24 театра из 12 стран: Фран­ции, Германии, Австрии, Япо­нии, Голландии, Великобри­тании, Дании, Венгрии и дру­гих. В основной программе фе­стиваля было показано 60 спектаклей, а в программе «ОФФ» — еще восемьдесят.

Наш театр «У Моста» приглаша­ется на фестиваль уже в пятый раз. Причем в отличие от других участ­ников фестиваля, ему дается право показать две премьеры и сыграть их по два раза. Сторонние наблюдатели (в прошлом году с театром на фести­вале побывала театральный критик Светлана Козлова, а в этом году — главный специалист департамента искусств и культуры областной ад­министрации Софья Ляпустина) в один голос утверждают, что ни один театр не имеет на фестивале такого успеха, как наш. Спрашивать о при­чинах такого успеха у самого руко­водителя театра мне показалось не­корректным. Так что этот вопрос я адресовала Софье Ляпустиной. И вот что она ответила:

«Очень многие спектакли евро­пейских театров холодноваты и ра­циональны. В них много режиссерс­кой изобретательности, есть концептуальность. А для многих театр — это вообще только способ самовы­ражения. К чувствам зрителя спек­такли пробиваются редко. Федотов же в своей режиссуре удивительно органично сочетает принципы рус­ского психологического театра (не случайно он ведет в Пражской те­атральной академии семинар актер­ского мастерства по творческому методу Михаила Чехова — прим. авт.,) с европейским владением техникой и формой. Я могу подтвердить: такого фантастического приема, какой ус­троила публика нашему театру на фестивале, не было. После „Хапуна“ зрители действительно аплодирова­ли 15 минут».

Мы сидим втроем с художе­ственным руководителем театра Сергеем Федотовым и директо­ром Мариной Зориной в их кро­шечном кабинетике и говорим о фестивале, о спектаклях, о Чехии.

Смотрим фотографии и я замечаю, какие свободны лица у наших артистов, как они красивы, раскованны. В Перми они совсем другие. Может потому, что артистам как никому нужна любовь?

С.Ф. — Конечно, они чувствуют себя в Чехии любимыми, нужными. Мы — единственный театр, который представляет Россию. Не все прижи­ваются на этом фестивале. Вы знаете, мы начали заниматься визами за ме­сяц до поездки. Виза стоит тридцать долларов. Нам сложно было найти почти шестьсот долларов, начались проблемы, заминки. Я позвонил ди­ректору фестиваля Ладиславу Земану, и он мне через десять минут переслал по факсу нужные докумен­ты. Он был в ужасе оттого, что мы можем не приехать. Оказывается. билеты на наши спектакли были проданы уже два месяца назад. Нас попросили дать дополнительный спектакль для театральной обще­ственности города — многие не смог­ли достать билеты.

М.З. — Меня предупредили, что сидеть на своем спектакле я смогу только на ступеньках.

Т.Т. — Я думаю, ваше директорс­кое сердце в этот момент должно было ликовать! Это же сладкий миг: директору театра не нашлось места в переполненном зале.

М.З. — Мне, правда, и в нашем родном здании частенько не нахо­дится места в зале. Но здесь меня это не радует.

Т.Т. — Сергей Павлович, понят­но, что успех вашего коллектива в Чехии обеспечили прежде всего вы. Вас знают, вы постоянно ставите спектакли в Чехии и Польше, только в этом сезоне две чешские премьеры — «Чайка» и «Три сестры». Что вас так привлекает в чешских актерах?

С.Ф. — Их удивительная работос­пособность и мобилизованность. Кроме того, в Чехии не разорвано театральное пространство, как у нас. Актеры играют в разных городах, те­атральные критики ездят по всей стране и смотрят все интересующие их премьеры. В одном спектакле мож­но собрать мощные художественные силы. Конечно, все это привлекает.

М.З. — А я поняла, почему Федо­това так часто приглашают на поста­новки. У него на первом месте актер. И это очень важно. Во многих очень интересных театральных проектах, которые я увидела, много внешних

эффектов, красивые костюмы, свет, много изобретательности, но акте­ры нигде не работают так, как у Федотова. Все-таки русская психо­логическая школа сильнее.

Т.Т. — Помимо фестиваля на га­стролях в Праге вы показали свои уже знаменитые спектакли: «Пан­ночку» и «Женитьбу». Каковы ре­зультаты?

С.Ф. — Нас пригласили на гаст­роли во Францию и Голландию.

М.З. — Другой вопрос, поедем ли мы? В этом году нам помогли фи­нансово департамент искусств и культуры администрации Пермской области и администрация города. За что им огромная благодарность.

С.Ф. — Пражские газеты очень подробно осветили наши гастроль­ные спектакли.

Т.Т. — Да, заголовки статей впе­чатляют: «Ожидание Федотова», «Феномен театра «У моста», «Мистификация русского режиссера». Целые газетные страницы отданы театру. Мне кажется, феномен зак­лючается еще и в том, что за рубе­жом ваше творчество и ваш театр ценят больше, чем на родине. Это касается не только вас. Наша про­винциальная косность ни за что не позволяют по достоинству оценить свое. Ну и, конечно, «нет пророков в своем отечестве».

М.З. — (Мрачно). Нам срочно нужна реконструкция здания, а дело не движется. Наконец, Пермской Думой принято решение о начале реконструкции в этом году. Но на сегодня еще не решен вопрос о вы­делении средств на нее из бюджета развития. А если мы не попадем в бюджет развития, то идея реконст­рукции будет похоронена. Никто вроде не возражает. Но никто и не хочет помочь. Хотя таким театром, saK наш, можно было бы гордиться!

Т.Т. — Ну, положим, зритель-то и в Перми годами не может попасть в ваш театр. А волокита… Ну что ж, к этому в России не привыкать. А вот какой опыт Градца Кралова мог бы быть нам полезен? Ведь город не­большой по нашим масштабам, а держит такой серьезный фестиваль?

С.Ф. — В городе есть лучшая в Чехии школа с театральным укло­ном. Ее выпускники часто становят­ся студентами театральной академии в Праге. При школе существует театр «Еслички» (по-нашему «Ясельки»), в нем играют 300 или 400 учеников. Среди них есть и профессиональные актеры — их человек 10—15. Там ставят профессиональные режиссеры, ра­ботают композиторы и художники.

«Еслички» имеют спою публику, свою театральную элиту. В Чехии вообще какой-то театральный ук­лон чувствуется везде. Не забывай- те, их президент Вацлав Гавел -известный драматург, министр культуры Павел Достал — режиссер по образованию. А в самом Градце Кралове председатель департамента культуры Александр Грегор в «Трех сестрах» играл Федотика и когда-то ставил «Трехгрошовую оперу».

Т.Т. — Ну, у нас в России ми­нистр культуры Михаил Швыдкой тоже бывший театральный критик. Президенты, правда, с театральным образованием пока не попадались. Но вот идея: а не пригласить ли вам на какую-нибудь роль Алексея Васильевича Родина? Я и пьесу под него найду. Мужчина он крупный, представительный, помучается на вашей крошечной сцене — авось и поможет с реконструкцией? Но это все шутки. А что вы намереваетесь ставить в будущем? Откройте чита­телям «Пермских новостей» самый- самый «гвоздь».

С.Ф. — Открываю: программ­ным спектаклем сезона будут «Три сестры» Чехова. Про все ос­тальное пока умолчу.

М.З. — Сергей Павлович, я таи­лась, скрывала, а вдруг вы переду­маете?

Т.Т. — Нет уж, теперь мы ему не дадим передумать. Раз Федотов уже поставил в Чехии два чеховс­ких спектакля, значит, он взялся за Антона нашего Павловича все­рьез. А что вы собираетесь делать с пополнением театра? Самый мо­лодой театр в городе испытывает серьезную потребность в молодых актерах, не парадокс ли?

С.Ф. — Не парадокс! Время ле­тит незаметно. Наконец-то мы до­говорились с ректором института искусств и культуры А. Маляновым о том, что в этом году мы набираем актерский заочный курс для нашего театра. Руководителем курса буду  я. На бюджетной основе будет набрано 12 человек, а 3 чело­века — на коммерческой. Я считаю, что это порочная система — учить актеров «вообще». Вот они многие и не работают по специальности. Я хочу учить по своей системе, у меня есть педагогический опыт в Праж­ской театральной академии. Моло­дежь для своего театра я хочу под­готовить сам. Сто пятьдесят чело­век уже прослушаны.

Т.Т. — Дорогие таланты! Те, кто уже отравлен воздухом кулис, те, кто готов работать и учиться до изнеможения, чтобы выйти в буду­щем на сцену пермского театра «У моста», приходите сегодня, 27 июля, на консультацию и прослу­шивание в театр. У вас еще есть шанс!

Беседу вела Татьяна Тихоновец

«Пермские новости», 27 июля 2001 года.