Театр у моста - 2001 - 2002

Электронная продажа билетов

Авторизация
Логин:
Пароль:

Зарегистрироваться Забыли пароль? Правила бронирования

2001 - 2002


08.02.2001 Старая сказка, которой быть новой всегда суждено

В пермском театре «У Моста» состоялась пре­мьера спектакля «Обык­новенное чудо» по од­ноименной сказке Ев­гения Шварца. Первы­ми ее зрителями стали школьни­ки, которым эта постановка была преподнесена в дни зимних кани­кул как новогодний подарок, А взрослый зритель познакомился с новой работой театра чуть позднее. Может быть, поэтому постановка обрела черты уверенно растущего ребенка.
Пермский зритель реагировал на слова пьесы так, словно не было на наших экранах многократ­но повторяемого фильма Марка Захарова по этой пьесе с замеча­тельными исполнителями Андре­ем Мироновым, Евгением Леоно­вым, Александром Абдуловым, Евгенией Симоновой и волшебни­ком Олегом Янковским. Непаха­ная целина зрительских знаний и художественных впечатлений, с одной стороны, позволяет сделать упрек в адрес пермской системы школьного образования по поводу качества преподавания литерату­ры, в образовательный стандарт которой входит знакомство с твор­чеством Евгения Шварца. Но с другой стороны, в такой ситуации роль театра «У Моста» как культур­но-просветительного учреждения резко возрастает. И можно спек­таклю сразу прогнозировать дол­гую и успешную сценическую жизнь, поскольку он вполне адек­ватен как учебное пособие по ли­тературе и как средство культур­ного досуга для молодежи.
Но у театра, как известно, есть еще одна функция — быть учрежде­нием искусства и в процессе твор­чества создавать нечто, имеющее самостоятельную, а не приклад­ную эстетическую ценность. Чем интересен новый спектакль с этой точки зрения?
В прологе к пьесе, который не вошел в текст спектакля, некий человек от имени автора просит нас «не искать в ней скрытого». Но умные литературове­ды давно доказали, что шварцовские сказки ох как многозначны, и драматург в силу всем известных обстоятельств тут схитрил…
И театр это прекрасно знает, о чем свидетельствует его пресс-релиз для редакций, в котором нас проинформировали, что постанов­ка Сергея Федотова сделана по философской сказке. Философи­ей, однако, сценическое действие пронизано не было. Здесь как раз открыто, во всю силу голоса говорят то, что думают. Разыграна пре­красная романтическая история о двух влюбленных душах, разде­ленных, казалось бы, непреодоли­мыми обстоятельствами и находя­щих силы, чтобы переломить предназначенное свыше, переломить силой любви.
Очень интересно было позна­комиться с молодыми исполнитель­ницами роли Принцессы — Я. Зару­биной (Пермский колледж искус­ства и культуры) и М. Полыгаловой (студентка Пермского института искусства и культуры). Это был их дебют, они в основном сохраняли достоверность образа и, несмотря на черты ученичества, добились благосклонности публики.
В роли влюбленного Медведя к зрителям вышел А. Лепихин, и для многих постоянных зрителей театра он как актер предстал в новом качестве. Мы увидели, что он способен вызвать нас на сопе­реживание персонажу, долго дер­жать внимание зрительного зала и в конце концов увлечь чувствами персонажа. Есть только одно «но». По сюжету пьесы любовь «так пе­реплавила его, что не стать ему больше медведем». Хотелось в спектакле увидеть этот конкрет­ный момент, который позволил бы нам про себя воскликнуть: «Вот, оказывается, как происходит обык­новенное чудо — чудо перерожде­ния звериной сущности в челове­ческую!».
Гремучая смесь звероподоб­ного и человеческого начал, что, кстати, тоже является одним из обыкновенных чудес в пьесе, в спектакле ощущается через образ Короля и его свиты. В игре М. Чуднова (Король) мы узнаем деспотическую душу капризного ребенка, который не столько стра­шен, сколько жалок и смешон: С. Семериков играет роль Мини­стра-администратора, бесстыдного, самоуверенного, но ужасно’«трусливого и тем самым тоже смешного. Хоть и не в свите, но близок ей по мироощущению «зас­луженный работник охоты» в ис­полнении В. Леурдо. Хорош актер­ский дуэт Н. Ахтырской (Придвор­ная дама) и В. Ильина — трактир­щика. Их герои, расставшись в молодости из-за пустяков, на на­ших глазах в тихой по звуку, но очень проникновенной по чувствам сцене встречаются, имея седину на висках, и наконец-то обретают мудрость прощения грехов любимого человека.
В лирико-романтическом дей­ствии премьерного спектакля пока в тени образы Хозяина-волшебника и его жены, Хозяйки. Исполните­ли А. Пудов и И. Ушакова честно стараются страдать, мечтать и ду­мать, как положено по роли. Хозя­ин и Хозяйка — самые трудные об­разы для сценического истолкова­ния в любом театре. Кто они — такие же, как все люди, живущие в дале­ких от городского шума усадьбах и имеющие особенное душевное состояние? Или «сверхчеловеки», по чьей вине закручивается исто­рия с влюбленными? Хорошо, если эти вопросы остаются в сознании зрителей. Сценическое зрелище -не только чистое развлечение. Но и тренировка для ума.
 
* * *
 
В феврале на сцену возвраща­ется спектакль «Слон» по удиви­тельно смешной, удивительно ум­ной и достаточно горькой пьесе до сих пор плохо известного широкой публике драматурга А. Копкова. Постановщик В. Ильев. В главных ролях популярные артисты театра.
 
Галина Куличкина
 
«Профсоюзный курьер», 8 февраля 2001 года.